Возникновение греческой философии обусловлено целым рядом причин, связанных с духовным, экономическим, социальным и политическим развитием Древней Греции в VIII-VI вв. до н. э.
В это время в Греции наблюдается интенсивное развитие ремесла, торговли, земледелия, что сопровождается социально-экономической трансформацией общества. Интенсивно осуществляется греческая колонизация. Города Греции превращаются в центры ремесленной деятельности, коммерции и интеллектуальной жизни. Формируется новый социальный слой, получивший название интеллигенции. Среди городов особое место занимают Милет и Эфес, которые и становятся центрами развития философии. Сначала в отдалении от центра процветающие колонии создавали свободные институты, достигшие небывалого роста в Афинах.
С образованием греческого полиса, города-государства, сформировалась и греческая рабовладельческая демократия, которая открыла грекам горизонты политического свободомыслия. Государственные цели осуществлялись как собственные цели, благо государства как собственное благо, свобода государства как собственная свобода.
|
|
Чтобы понять духовные истоки греческой философии, надо проанализировать формы греческой жизни и прежде всего искусство и религию. Высокое греческое искусство, и собственно миф, пытается достичь в мистической и фантастической форме, т. е. через интуицию и поэтическую фантазию, тех же целей, что и философия.
До возникновения философии мировоззренческая проблематика формировалась в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VIII в. до н. э.), в поэмах Гесиода и гномических, нравоучительных поэтов VII-VI вв. до н. э.
В поэмах Гомера ставится проблема отношения мира и человека. У него присутствует стремление понять мотивы и причины действия людей, ответить на вопросы, что является первоосновами мира, какова роль и место человека в универсуме. Гомеровский эпос стремится представить реальность в ее полноте и единстве, хотя и в форме мифа. Боги и люди, небо и земля, война и мир, добро и зло, радость и страдание являются универсальными ценностями и составляют человеческую жизнь.
Гомер говорит о трех первопричинах, которые можно в определенном смысле полагать первоосновами мира и называет их Никс, Океанос и Тетис – это праисходное состояние, стадия, которая предшествует чему-либо иному. Океанос представляет праморе, а Тетис – определенную жизнесообщающую силу, которая соединена с морем – водой. При этом все эти первопричины, т. е. сущностные силы, связаны с Землёй.
Гесиод в поэме «Теогония» прокладывает дорогу для понимания синтеза всех предшествующих философских интуиций. Так как Боги соотносятся с частями универсума и явлениями космоса, теогония выступает и как космогония, как становление космоса из первоначального хаоса.
|
|
Согласно Гесиоду, основой всего является хаос, который понимается как неограниченная, бесформенная масса, содержащая в себе все возможные потенции. Из него возникают праисходные формы бытия. С одной стороны, это Гея (Земля) и Эрос (определенная жизненная сила); с другой – это Эребос (тьма) и Никс (ночь) как определяющая сила. Из них потом возникает Уран (Звездное небо), Этер (Эфир), свет и постепенно остальные божества. Эта поэма проложила дорогу поздней философской космологии, которая будет искать «первый принцип», от которого все произошло.
В поэме «Творения и дни» сформулированы этические нормы, которые затем оказали огромное влияние на формирование философской этики и оформление философской мысли в целом.
У Гесиода и гномических поэтов в форме высшей ценности выступает справедливость. «Приникни ухом к Справедливости и начисто забудешь о злоупотреблениях», - говорит Гесиод. «В Справедливости заключены все прочие добродетели», - утверждает Фокилид. Поэты зафиксировали понятие истинной меры, которое более специфично конституирует греческий дух. «Не усердствуй чрезмерно: лучше быть посредине, оставаясь посредине, придешь к добродетели», - говорит Феогнид. «Мера – лучшая из вещей», - вот принцип, который провозглашают поэты.
Важнейшим источником, без ссылки на который нельзя понять генезис греческой философии, являлись общественная религия и орфические мистерии.
Верования общественной религии оформлены у Гомера, Гесиода и гномических поэтов: можно сказать, что все, что ни есть - божественно, поскольку все получает объяснение посредством вмешательства Богов. Природные явления ниспосланы божествами: громы и молнии от Зевса с вершины Олимпа, волнения на море - от трезубца Посейдона, солнце – от сияющей колесницы Аполлона и т.д. Но и социальная жизнь людей, участь городов, война и мир представлялись связанными волей Богов, а значит, они осмысленны и необходимы.
Кто же эти Боги? Боги эти есть природные силы, персонифицированные в человеческих идеализированных формах, воплощенные в ярких антропоморфных образах. В силу этого публичные религиозные верования греков реализованы в форме натурализма, а человек, к которому эта религия обращена, призван следовать своей природе, не выходить за ее пределы. Сделать что-то во славу Бога – значит подтвердить свою природу.
Но не всех греков удовлетворяла публичная форма религии, поэтому развивались специфические религиозные верования - мистерии, т. е. обряды посвящения в тайное, сокровенное знание.
Наибольшее влияние на формирование античной философии оказала религия орфиков, основателем которой был древний поэт Орфей. Особенно важной у орфиков является проблема человека и новая интерпретация человеческого существования. Суть в том, что, начиная с Гомера, традиционная концепция полагала человека смертным и со смертью связывала конец его существования. Орфизм провозгласил бессмертие души, поэтому осмысливая человека в соответствии с дуалистической схемой, противополагал душу и тело.
Ядро орфических верований можно представить следующим образом:
а) в человеке временно пребывает божественное начало, некий демон (душа), оказавшаяся в теле по причине изначального греха;
б) этот демон не только предсуществует телу, но и не погибает вместе с телом. Он осужден к реинкарнации (перевоплощению) в последующих телах и через серию рождений должен искупить изначальный грех;
в) «орфическая жизнь» со своими путями и практиками есть жизнь уединенная и добродетельная, имеет целью положить конец циклу реинкарнаций и освободить душу от тела;
|
|
г) для очистившегося (посвященного в орфические мистерии) в ином мире обещана награда, для непосвященных – наказание.
Без орфизма нельзя объяснить ни Пифагора, ни Гераклита, ни Эмпедокла, ни большей доли платоновской мысли, т. е. большую часть античной философии.
Принципиальным отличием греческой философии от восточной является формирование научно-теоретической базы как основы философского знания, что связано с рациональным методом познания. Для философии значим лишь аргумент, логическая мотивация, логос (разум). Именно рациональный, теоретический, научный характер философии отличает ее от мифологического и религиозного мировоззрений.
Формирование греческой философии и науки шло одновременно. Первые греческие философы получили от египтян математические и геометрические знания, от вавилонян – астрономические, которые имели преимущественно практический характер. Греки трансформировали эти знания в общую теорию чисел, геометрических фигур, создав рациональную картину мира.
Возникновение философии обусловлено и духовной потребностью человека. Как утверждал Аристотель, потребность философствования, укоренена в самой природе человека: все люди стремятся знать, невозможно жить без этого. Люди стремятся к знанию, переполненные изумлением и восторгом; начало философствования в удивлении. В этом корень философии.
В самом слове «фило-софия» заложена и цель философских размышлений – постижение истины в ее чистом созерцании. По убеждению Аристотеля, люди, философствуя, ищут знание ради самого знания, а не ради какой-то практической пользы. Хотя все другие науки более необходимы, но лучше нет ни одной.
Традиция приписывает введение термина «фило-софия» Пифагору, который утверждал, что лишь для Бога возможна некая «софия», мудрость, т. е. обладание полной истиной, в то время как человеку остается лишь стремление к ней, любовь к мудрости.
Чего же добивались греки, возлюбившие мудрость и искавшие её?
Что касается содержания, то философия хочет объяснить тотальность, всеобщность вещей, реальность во всех ее частях и моментах. Уже вопрос первых философов «Что есть начало всех вещей?» - полагает предметом бытие, реальность как целое. Бытие как целое открывается через это первоначало, т. е. первое «почему» всех вещей.
|
|
Изначально тотальность реального виделась как «физис» (природа) и как космос, поэтому философская проблема выступала как космологическая. Первые философы – натуралисты ставили вопрос так: как возник космос? Каковы фазы его развития? Каковы изначально действующие в нем силы?
Но уже у софистов – другая картина. Космология оставлена на втором плане, главное внимание концентрируется на человеке, формируется моральная проблематика. Проблема мира и человека, их отношения, место человека в мире, смысл его бытия стали вечными проблемами философии.