Значение критики результатов философских исследований немецкой классики Л. Фейербахом

В рамках своей системы Гегель претендовал на то, что он даёт самосознание абсолютного духа философии, понимая, при этом, такое самосознание как завершение процесса совпадения философии в качестве формы абсолютной идеи с содержанием этой идеи в качестве содержания философии самого Гегеля. Другими словами, претензии Гегеля выходили далеко за пределы стремления «всего лишь» осмыслить историческую ситуацию философии, сложившуюся к его времени. Гегель считал, что с появлением его системы наступают «последние дни» философии, а Абсолютный дух начинает действительно быть.

В этом смысле, роль, которую следует отвести философской деятельности Людвига Фейербаха, значительно скромнее. Если Гегель как великий систематик всё же выступает в некотором смысле завершителем философии, то Фейербах является завершителем лишь конкретной исторической формы философского знания.

В контексте представления о философской деятельности Л. Фейербаха в качестве опыта самосознания немецкой классической философии, в философской деятельности Фейербаха следует выделить момент критицизма, распадающийся на негативную и позитивную части, а также авторский проект.

Негативная часть критицизма Фейербаха связана со скептическим представлением этого философа относительно результатов работы спекулятивной (классической) немецкой мысли в целом. Смысл этой части философской деятельности Фейербаха заключается в том, что Фейербах упрекает таких немецких классиков, как Фихте, Шеллинг и Гегель в оторванности от действительности.

Эта особенность немецкой классической философии, по мысли Фейербаха, является следствием иллюзорных предпосылок, рождающих и иллюзорные выводы [см.: 17, т.1, с.205-238; 18, т.1, с.5-55, 64-69]. В работе «Господин фон Шеллинг» Фейербах, в частности, заявляет: «Господин фон Шеллинг обещает создать науку, расширяющую границы теперешнего человеческого сознания. Это обещание он выполнил. Произошло то, возможность чего нельзя было даже предполагать: оказывается, чем больше кто-нибудь теряет в своей внутренней реальности, тем значительнее он становится по своему внешнему могуществу. … Произвол выдаётся за свободу, нелепость за ум, жало лжи за полноту» [17, т.1, с.210].

Представление о позитивной часть критицизма Фейербаха может быть необходимым и достаточным образом сведено к представлению о той созидательной цели, которую Фейербах ставит перед собой и философией в целом. «Задача нового времени, - говорит Фейербах, - заключается в воплощении и очеловечении Бога» [18, т.1, с.90]. В рамках решения этой задачи Фейербах считает, что современная ему философия нуждается в существенной «реформе» [см.: 18, т.1, с.64-69], а так же намечает контуры «философии будущего» [18, т.1, с.90-145]. С этим связан авторский проект Людвига Фейербаха, который в современной отечественной традиции принято называть «антропологический материализм» [см., напр.: 10, с.402].

Задача «очеловечения Бога» решается Фейербахом, в таких его произведениях, как «Против дуализма тела и плоти», «Основные положения философии будущего», «Сущность христианства» и др. [см.: 17, т.1, 211-238; 18, т.1, с.90-145, т.2, с.5-320]. «Против дуализма тела и плоти» и «Основные положения философии будущего» содержат результаты осмысления современной Фейербаху исторической ситуации, связанной с религией и философией. Иначе говоря, решение поставленной задачи осуществляется в общем и целом. Работа «Сущность христианства», посвящённая «самосознанию религии» [18, т.2, с.19], решает ту же задачу конкретным образом.

Смысл решения задачи «очеловечения Бога» заключается в критике Фейербахом религии, определённой им как «сон человеческого духа» [18, т.2, с.17], а так же выделении рационального или критического отношения к Богу, свойственного философии и подразделяющегося, по Фейербаху, на «спекулятивное» (см. ранее) и «антропологическое» [см.: 18, т.1, с.144]. Религия, с точки зрения Фейербаха, является «богословским» или неистинным способом отношения к Богу; спекулятивная философия, по «критической» форме являясь истинным отношением к Богу, допускает содержательные ошибки; только «антропологическая» теология самого Фейербаха, по его же мнению, может дать истинное и по форме, и по содержанию отношение человека к Богу [см.: 18, т.2, с.5-320; 17, т.2, с.7-405].

Контрольные вопросы

1. В чём заключается значение философских исследований И. Канта?

2. В чём заключается значение проекта наукоучения И.Г. Фихте?

3. В чём заключается значение системы трансцендентального идеализма Ф.В. Шеллинга?

4. В чём заключается значение системы абсолютного идеализма Г.В.Ф. Гегеля?

5. В чём заключается значение критики результатов философских исследований немецкой классики Л. Фейербахом?

Дополнительная литература

1. Булгаков С.Н. Религия человекобожия у Л. Фейербаха // Булгаков С. Н. Сочинения в двух томах. М., 1993. – С. 162-221.

2. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3х т. М., 1974-77.

3. Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.

4. История философии: Учебник. / Кирвель Ч. С., Бородин А. А. и др.; Под ред. Ч.С. Кирвеля. – 2-е изд. испр. Мн., 2001.

5. Кант И. Критика чистого разума. М., 1999.

6. Кант И. Метафизические начала естествознания. М., 1999.

7. Кант И. Основы метафизики нравственности. М., 1999.

8. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997.

9. Кассирер Э. Кант и проблема метафизики // Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997. С. 377-402.

10. Краткая история философии. / Под общей редакцией В.Г. Голобкова. М., 2002.

11. Новейший философский словарь. / Сост. А.А. Грицанов. Мн., 1998.

12. Рассел Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. М., 2000.

13. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2001.

14. Соловьёв В.С. Кант. // Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. 2-е изд. М., 1990. Т.2. С.441 – 479.

15. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. 2-е изд. М., 2002.

16. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

17. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2х т. М., 1955.

18. Фейербах Л. Сочинения: В 2х т. М., 1995.

19. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. Изд. 2-е Ростов-на/Д., 2001.

20. Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. СПб., 1993.

21. Шеллинг Ф.В. Сочинения. М., 1998.

22. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Кн.1. О познании. М., 1995.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: