Основные технологии интервью в психологическом консультировании и психотерапии

Интервью (в психотерапии) – это метод воздействия, заключающийся в выяснении состояния клиента, а также используется как метод терапевтического воздействия.

Два уровня взаимодействия:

1. Вербальный – словесное и интонационное взаимодействие

2. Невербальное взаимодействие – осуществляется при помощи мимики позы и вегетативные кожные реакции.

В процессе консультирования выделяют 2 вида интервью: свободное и стандартизированное. Каждый из этих видов имеет свои достоинства и недостатки.

Свободное интервью: Не зависит от темы и формы беседы и предполагаетсотрудничество клиента и специалиста. К его достоинствам можно отнести очень большой диапазон непосредственных поведенческих реакций. Наблюдение за этими реакциями способствует формированию более полного представления о личности клиента. К недостаткам относят: занимает очень большой временный промежуток.

Стандартизиролванное интервью. Близко по сути к анкете, отличается тем, что клиент свободно формулирует ответы. Наиболее полезно в начале консультирования. Плюсы: можно обработать количественно, экономия времени, информативность.

Минусы: Возможность потери эмоционального контакта с клиентом. Снижение непосредственнх эмоциональных реакций за счёт включения механизмов защиты.

Специалист, ведущий интервью должен обладать:

1. Апперцепцией (опора на прошлый опыт)

2. Интуиция – непосредственное постижение истины без логического обоснования на основе быстрой избирательной мобилизации прежнего опыта путем сверх быстрого неосознаваемого обобщения.

3. Эмпатия – способность проникать в духовный и душевный мир клиента без сопереживания.

4. Рефлексия – самопознание человека. Бывает: положительная (осознание своих плюсов и минусов) и отрицательная (излишняя самокритика).

5. Конгруэнтность:

1. Достаточный уровень присоединение к собеседнику

2. Визуальный контакт

3. Адекватный язык жестов

4. Невербальная и вербальная следование рассказу собеседника.

Конгруэнтное поведение специалиста: Конгруэнтность - это согласованность между тем, что мы думаем чувствуем и как себя ведём. В терапии конгруэнтность это согласованность между тем что терапевт чувтсвует и как себя ведёт по отношению к клиенту. Конгруэнтность означает что позитивное безусловное отношение и эмпатия являются настоящими, а не деланными. Переживание когруэнтности терапевта позволят клиенту увидеть(возможно впервые) что открытость и честность могут быть основой человеческих отношений.

Основные техники:

1. Подстройки (рапорт) подстроится под модальность

2. Структурирование – это обозначение цели, задач и хода курса в целом.

3. Технологии персонализации - встречи должны преобладать «Вы» - вопросы «Вы» - обращение. Чтоб формировались «Я» - высказывания.

4. Технология слушанья.

Три вида мимических сигналов:

- Статические – разрез глаз, строение черепа, цвет кожных покровов, форма носа, губ.

- Медленные мимические сигналы – шрамы, морщины, отеки лица и т.д.

- Быстрые мимические сигналы – кратковременные, мимолетные реакции возникающие, как первые реакции на стимул.

5. Задавание вопросов – важно чтоб вопросов было как можно меньше.

Виды вопросов:

- открытые формулируются таким образом, чтобы в них отсутствовал даже намек на кокой-либо ответ. Такие вопросы используются в начале беседы (поговорим, начнем, я вас слушаю, можно задать без слов)

- полузакрытые вопросы очерчивает сферу ваших интересов к беседе (каковы ваши жалобы, сообщите о ваших успехах). Вопросы, начинающиеся со слова, как ориентированы на личность собеседника, начинающиеся со слова, что ориентированы на факты, почему вызывают протест у собеседника.

- альтернативные вопросы без альтернативы (вы желаете погрузиться в транс с открытыми или закрытыми глазами)

- фильтры предназначены для того что бы выбрать или отказаться от какой то темы.

6. Молчание – в начале беседы создает напряжение, концентрирует внимание на беседе и обозначает начало беседы.

- в середине беседы необходимо для оценки уже сказанного.

- в конце беседы подводит итог и завершает ее.

7. Отражение чувств – заключается в помощи собеседнику выразить негативные чувства и отреагировать их. Желательно задавать следующее вопросы – что вы почувствовали, что ощутили. Необходимо самому иметь богатый словарь эмоций и чувств, в некоторых случаях необходимо использовать свое самораскрытие.

8. Косвенные сообщения – включает в себя рассказывание историй, использование метафор и вставленные в текс сообщения.

9. Интерпретации. 3 варианта:

пояснение – когда мы обобщаем всю информацию касающуюся собеседника;

конфронтация – обращаем внимание собеседника на противоречия между его мыслями и чувствами;

обобщение – позволяет подвести итог беседе.

10. Совета – пожелание информация общие идеи о том, как себя вести, думать и действовать.

Давать совет можно только по настойчивой просьбе собеседника в течении беседы можно делать один – два совета.

11. Директивы – сообщение клиенту о том, какие действие, поступок ему следует предпринять или какого стиля поведения придерживаться (не больше 2)

12. Обратной связи – проводится в форме повторения и обобщения сказанного.

13. Резюмирования - мы сообщаем клиенту о тех результатах, которые удалось достичь за время беседы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: