Цели групповой психотерапии. Феноменология группового процесса

Психотерапевтическая группа - это искусственно созданная малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного научения, самораскрытия

Цель групповой психотерапии – ориентирована на личностные изменения и коррекцию неадаптивных форм поведения, кроме того ориентировано на раскрытие, анализ, осознание и проработку проблем клиента, его внутриличностных и межличностных конфликтов на основе анализа и использование межличностного взаимодействияя.

Задачи:

1. Самопонимание (когнитивный аспект)

2. Отношение к себе (эмоциональный аспект)

3. Саморегуляция (поведенческий аспект)

В познавательной сфере групповая психотерапия должна способствовать тому, чобы клиент осознал:

-особенности своего поведения и эмоц-го реагирования

-характерные защитные механизмы

-внутренние психологические проблемы и конфликты

-более глубокие причины переживания и способы реагирования начиная с детства

В эмоциональнйо сфере:

-пережить в группе те чувства которые он часто испытывал в реальной жизни

-пережить неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций

-научиться искренность в отношении к себе и к другим людям

-стать более свободным в выражении своих негативных и позитивных чувств

-уметь вербализовать свои чувства и эмоции

-произвести эмоциональную коррекцию своих отношений

В поведенческой сфере:

-увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы

-приобрести навыки более истинного, искреннего свободного общения

-развить форму поведения связанную с сотрудничеством,взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью.

-закрепить новые формы поведения

Норма

В психокоррекционных группах устанавливаются определенные нормы пове­дения с целью максимально эффективного выполнения данной группой стоящих перед ней задач.

Достаточно четко эти нормы изложены Б.Д.Карвасарским (1985).

«Каждый член психокоррекционной группы обязан:

- выполнять распорядок групповых занятий;

- говорить в группе обо всем открыто и искренне;

- не выносить за пределы группы того, что происходит во вре­мя групповых занятий;

- помогать товарищам по группе осознавать и изменять свой способ поведения, если он противоречит общепринятым нормам;

- отказаться от общих фраз, говорить о конкретных проблемах и переживаниях, как своих собственных, так и товарищей по группе, конкретно и по принципу «здесь и теперь».

-выслушивать мнения и советы членов группы, обдумывать их, но принимать решение самостоятельно».

Групповые роли:

1. Лидер –

2. Эксперт – наблюдатель со стороны

3. Пассивный

4. Изгой

5. Противник - бунтарь.

Типы лидерства:

1. Суверен – лидер в образе строгого, но любимого отца

2. Вожак – в нем последователи видят выражение своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту

3. Тиран – становится лидером, потому что внушает чувство повиновения и безотчетного страха

4. Организатор – объединяет последователей, выступает как сила для поддержания концепции и удовлетворения потребностей каждого

5. Соблазнитель – становится лидером, играя на слабостях других

6. Герой – лидер, жертвующий собой ради других

7. Дурной пример – выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, заражая других эмоционально

8. Кумир – влечет, притягивает, заражает, положительной энергией, его любят, поготворят, идеализируют

9. Изгой или «козел отпущения» - это антилидер служит объектом агрессивных тенденций из=за чего развиваются групповые эмоции

Фазы развития группы:

1. Фаза ориентации и зависимости – участники ориентируются в ситуации присматриваются другу к другу и к ведущему, у большинства участников проявляется зависимость от ведущего

2. Фаза притирки и конфликта – участники распределяют между собой и обживают соц-ные ниши в группе, появляется стремление к соперничеству, появл. Враждебность и напряженность в группе.

3. Фаза сотрудничества и целенаправленной деятельности – у группы появляется чувств «мы». На этой фазе, учас. Могут открыто рассказывать своих проблемах.

4. Фаза умирания группы – главной функцией психолога является эмоц-ная подготовка участ группы к самостоятельной жизни.

Основным инструментом терапевтического воздействия выступает группа. Помогающая выявить и скорректировать проблему клиента за счет межличностного взаимодействия групповой динамики, сфокусированных на процессах «здесь и теперь».

Механизмы терапевтического воздействия

1. Сообщение информации – человек получает о себе дополнительную информацию, выстраивают представления о себе.

2. Внушение надежды – на примере реального события, например – анонимные алкоголики.

3. Универсальность страданий – объединяют людей в единую группу с одинаковыми проблемами.

4. Альтруизм – помощь искренняя друг другу

5. Корригирующие рекапитуляции первичной семейной группы – групп выступает как образ семьи и он может отработать все проблемы возникающие у него в семье с участниками группы.

6. Развитие техники межличностного общения -решает проблемы путем взаимодействия с группой

7. Имитационное поведение – имитирует поведения участников группу или специалиста. Поведенческих актов в его опыте становится больше.

8. Интерперсональное влияние – обмен чувствами и эмоциями у членов группы

9. Групповая сплоченность –

10. Катарсис – эмоциональное отреагирование очень яркое.

Принципы комплектования групп

1.Принцип добровольности

2. Принцип информативности – клиент имеет право знать что будет с ним делать специалист.

Размер группы

8-12 человек – малая группа

25-30 –большая группа

Есть закрытая группа – число участников постоянно

В открытой – может быть постоянный приток новых клиентов.

Не рекомендуется включать в группу лиц имеющих выраженные физические дефекты, близких родственников, лиц находящихся в служебной зависимости друг от друга, лиц испытывающих устойчивую неприязнь друг к другу и т.д.

Частота и длительность встреч – группа может быть кратковременной (от 1 до 6 месяцев) или долговременной (до нескольких лет). Оптимальным считается 3-4 занятия в неделю, каждая по 60 -90 минут.

Групповая динамика. Это совокупность групповых действий, возникающих в результате взаимодействий и взаимоотношений членов группы их деятельности и влияние членов на окружение, а также представляет собой развитие группы во времени.

Групповая динамика в тренинговой группе. Это совокупность всех внутригрупповых соц-но психологических процессов и явлений, протекающих в процессе жизнедеятельности группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: