Психотерапевтическая группа - это искусственно созданная малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного научения, самораскрытия
Цель групповой психотерапии – ориентирована на личностные изменения и коррекцию неадаптивных форм поведения, кроме того ориентировано на раскрытие, анализ, осознание и проработку проблем клиента, его внутриличностных и межличностных конфликтов на основе анализа и использование межличностного взаимодействияя.
Задачи:
1. Самопонимание (когнитивный аспект)
2. Отношение к себе (эмоциональный аспект)
3. Саморегуляция (поведенческий аспект)
В познавательной сфере групповая психотерапия должна способствовать тому, чобы клиент осознал:
-особенности своего поведения и эмоц-го реагирования
-характерные защитные механизмы
-внутренние психологические проблемы и конфликты
-более глубокие причины переживания и способы реагирования начиная с детства
В эмоциональнйо сфере:
-пережить в группе те чувства которые он часто испытывал в реальной жизни
-пережить неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций
-научиться искренность в отношении к себе и к другим людям
-стать более свободным в выражении своих негативных и позитивных чувств
-уметь вербализовать свои чувства и эмоции
-произвести эмоциональную коррекцию своих отношений
В поведенческой сфере:
-увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы
-приобрести навыки более истинного, искреннего свободного общения
-развить форму поведения связанную с сотрудничеством,взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью.
-закрепить новые формы поведения
Норма
В психокоррекционных группах устанавливаются определенные нормы поведения с целью максимально эффективного выполнения данной группой стоящих перед ней задач.
Достаточно четко эти нормы изложены Б.Д.Карвасарским (1985).
«Каждый член психокоррекционной группы обязан:
- выполнять распорядок групповых занятий;
- говорить в группе обо всем открыто и искренне;
- не выносить за пределы группы того, что происходит во время групповых занятий;
- помогать товарищам по группе осознавать и изменять свой способ поведения, если он противоречит общепринятым нормам;
- отказаться от общих фраз, говорить о конкретных проблемах и переживаниях, как своих собственных, так и товарищей по группе, конкретно и по принципу «здесь и теперь».
-выслушивать мнения и советы членов группы, обдумывать их, но принимать решение самостоятельно».
Групповые роли:
1. Лидер –
2. Эксперт – наблюдатель со стороны
3. Пассивный
4. Изгой
5. Противник - бунтарь.
Типы лидерства:
1. Суверен – лидер в образе строгого, но любимого отца
2. Вожак – в нем последователи видят выражение своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту
3. Тиран – становится лидером, потому что внушает чувство повиновения и безотчетного страха
4. Организатор – объединяет последователей, выступает как сила для поддержания концепции и удовлетворения потребностей каждого
5. Соблазнитель – становится лидером, играя на слабостях других
6. Герой – лидер, жертвующий собой ради других
7. Дурной пример – выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, заражая других эмоционально
8. Кумир – влечет, притягивает, заражает, положительной энергией, его любят, поготворят, идеализируют
9. Изгой или «козел отпущения» - это антилидер служит объектом агрессивных тенденций из=за чего развиваются групповые эмоции
Фазы развития группы:
1. Фаза ориентации и зависимости – участники ориентируются в ситуации присматриваются другу к другу и к ведущему, у большинства участников проявляется зависимость от ведущего
2. Фаза притирки и конфликта – участники распределяют между собой и обживают соц-ные ниши в группе, появляется стремление к соперничеству, появл. Враждебность и напряженность в группе.
3. Фаза сотрудничества и целенаправленной деятельности – у группы появляется чувств «мы». На этой фазе, учас. Могут открыто рассказывать своих проблемах.
4. Фаза умирания группы – главной функцией психолога является эмоц-ная подготовка участ группы к самостоятельной жизни.
Основным инструментом терапевтического воздействия выступает группа. Помогающая выявить и скорректировать проблему клиента за счет межличностного взаимодействия групповой динамики, сфокусированных на процессах «здесь и теперь».
Механизмы терапевтического воздействия
1. Сообщение информации – человек получает о себе дополнительную информацию, выстраивают представления о себе.
2. Внушение надежды – на примере реального события, например – анонимные алкоголики.
3. Универсальность страданий – объединяют людей в единую группу с одинаковыми проблемами.
4. Альтруизм – помощь искренняя друг другу
5. Корригирующие рекапитуляции первичной семейной группы – групп выступает как образ семьи и он может отработать все проблемы возникающие у него в семье с участниками группы.
6. Развитие техники межличностного общения -решает проблемы путем взаимодействия с группой
7. Имитационное поведение – имитирует поведения участников группу или специалиста. Поведенческих актов в его опыте становится больше.
8. Интерперсональное влияние – обмен чувствами и эмоциями у членов группы
9. Групповая сплоченность –
10. Катарсис – эмоциональное отреагирование очень яркое.
Принципы комплектования групп
1.Принцип добровольности
2. Принцип информативности – клиент имеет право знать что будет с ним делать специалист.
Размер группы
8-12 человек – малая группа
25-30 –большая группа
Есть закрытая группа – число участников постоянно
В открытой – может быть постоянный приток новых клиентов.
Не рекомендуется включать в группу лиц имеющих выраженные физические дефекты, близких родственников, лиц находящихся в служебной зависимости друг от друга, лиц испытывающих устойчивую неприязнь друг к другу и т.д.
Частота и длительность встреч – группа может быть кратковременной (от 1 до 6 месяцев) или долговременной (до нескольких лет). Оптимальным считается 3-4 занятия в неделю, каждая по 60 -90 минут.
Групповая динамика. Это совокупность групповых действий, возникающих в результате взаимодействий и взаимоотношений членов группы их деятельности и влияние членов на окружение, а также представляет собой развитие группы во времени.
Групповая динамика в тренинговой группе. Это совокупность всех внутригрупповых соц-но психологических процессов и явлений, протекающих в процессе жизнедеятельности группы.