Особенности психического развития ребенка в дошкольном детстве

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Так же в этот период продолжает интенсивно увеличиваться вес мозга ребенка, достигая 91,4% от веса мозга взрослого человека: в 3 года он составляет 1050-1100г, а в 6-7 лет – от 1250 до 1280г.

Данный возраст следует за преддошкольным возрастным периодом. и если в преддошкольном возрастном периоде ССР – явл-сь взаимодействие ребёнка со взрослым через предмет, а ВВД – предметно-манипулятивная д-ть, то в данном возрастном периоде ССР – уже будет явл-ся внутриситуативная познавательная («почемучки») и внеситуативно-личностная форма общения, что проявляется в интересе ребёнка к людям, а в особенности к сверстникам.

ВВД в данном возрасте явл-ся игра и как высшей формой игры - явл-ся сюжетно-ролевая игра. Игра оказывает существенное влияние на усвоение социальных норм и правил поведения. В общении со сверстниками через сюжетно – ролевую игру у ребёнка развивается самосознание, познавательная, мотивационная, эмоционально – волевая сферы, элементы учебной и трудовой д-ти.

Словарный запас – от 1500 (в 3г.) до 4-5000 (к 6-7 г.).

Мышление - наглядно-образное (появляются 1-ые обобщения по наглядно-образным признакам), представляющие уже определённую упорядоченную систему - осведомлённость о предметах и явлениях.

Центральное новообразование -система «Я» ребёнка, сознание становится подлинным. Центром новообразований считают: -память; -воображене; -свЯзную речь; -наглядно-образное мышление; -интегративность психики - как прерастание единичного, отделение конкретного – в общее, целостное, неразрывно связанное.

Именно в этом возрасте мы чаще всего говорим о познавательной д-ти, умственном развитии ребёнка как целом явлении. Нужно помнить, что дошкольники способны почти в 1,5 раза больше любого взрослого выработать количество связей между клетками мозга => усваивают почти половину того, что запоминают и усваивают в течении всей жизни. Но нужно помнить, у дошкольника не высокий предел функциональных возможностей НС, преобладает процесс возбуждения => быстро утомляется, особенно при одной и той же д-ти => взрослому нужно сменять вид д-ти ребёнка.

У старших дошкольников появляется произвольность в его действиях и поступках. К концу дошольного возраста у ребёнка возникает различение «Я-реальное» и «Я-идеальное»

Как закономерность в завершении любого периода развития является кризис. В дошкольном возрасте – это кризис 7 лет. Кризис связан с подготовкой ребёнка к школьному обучению. Основные симптомы кризиса:

- потеря непосредственности: ребёнок начинает понимать, что может стоить лично для него то или иное желаемое им действие (думает прежде, чем делать);

- манерничанье: что-то из себя изображает, при этом что-то скрывает;

- синдром «горькой конфеты»: когда ребёнку плохо, он старается это скрыть от окружающих.

В этот промежуток времени, ребёнок резко меняется, становится трудным для воспитания, нередко агрессивен (слов. и физич), у некоторых детей – склонность к разрушению вещей, вспыличив, грубит, некоторые дети могут отказаться от еды и питья. Или наоборот, абсолютно пассивное поведение. Признаки => детские переживания. Происходит их перестройка. От «Я сам» и «Я хочу» к «Так надо». Ситуативное поведение к поведению произвольному. Это является предпосылкой для перехода на следующий возрастной этап – младшему школьному детству.

В теории развития личности Э.Эриксона в данном возрастном периоде областью социальных отношений выделяются близкие родственники, родители, братья, сестры. При благоприятном стечении обстоятельств, при полной реализации потребности в игре, к концу данного периода возникает такое качество как инициативность, что в последствии у взрослого человека выражается в целеустремленности. Если же данная потребность не бала удовлетворена в полной мере, у ребёнка может возникнуть пассивность и чувство вины.

Фрейд выделял фаллическую стадию (3-6 лет) развития в данном возрастном периоде. Ребенок часто рассматривает и исследует свои половые органы, появляется интерес к воросам, связанным с появлением детей и половых отношений. На данной стадии у ребенка формируется Эдипов комплекс и комплекс Электры.

Ж.Пиаже в своей переодизации детского развития выделял дооперациональную стадию а данном детском возрасте (с двух до шести-семи лет), на которой происходит формирование образов, представлений, усвоение схожести и различий предметов;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: