Типология детей 6-7-лет возраста

Психологическая готовность формируется на завершении этапа дошкольного детства, этот процесс сопряжен с кризисом 6-7-летнего возраста. Симптомами которого являются:

- потеря непосредственности: ребёнок начинает понимать, что может стоить лично для него то или иное желаемое им действие (думает прежде чем делать);

- манерничанье: что-то из себя изображает, при этом что-то скрывает;

- синдром «горькой конфеты»: когда ребёнку плохо, он старается это скрыть от окруж.

В этот промежуток времени, ребёнок резко меняется, становится трудным для воспитания, нередко агрессивен (слов.и физич), у некоторых детей – склонность к разрушению вещей, выспыличивости, грубит, некоторые дети могут отказаться от еды и питья. Или наоборот, абсолютно пассивное поведение. }=> детские преживания. Происходит их престройка. От «Я сам» и «Я хочу» к «Так надо». Ситуативное поведение к поведению произвольному. На выходе из кризиса у ребёнка должна сформироваться школьная зрелость.

Школьная зрелость – это «овладение Умениями, знаниями, способностями, мотивацией и др. необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками (Анна Анастази).

Школьная зрелость – это достижение такой степени в развитии, когда ребёнок становится способным принимать участие в школьном обучении (Й.Шванцара).

Готовность к обучению складывается из определённого уровня развития мыслительной д-ти, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции поведения.

Физическая готовность к обучению прежде всего характеризует функциональные возможности ребёнка и состояние его здоровья. Оценивая состояние здоровья детей при их поступлении в школу, следует учитывать следующие показатели: уровень физического и нервно-психическго развития, уровень фукционирования основных систем оганизма, наличие или отсутствие хронических заболеваний, степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям, а также степень социального благополучия ребёнка. Веселов Н.Г. выделяет 5 групп детей:

- Первая – это здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, а также дети имеющие незначительные отклонения, не влияющие на состояние здоровья (20%)

- Вторая – «угрожаемые дети», т.е. дети, с риском возникновения хронической патологии и склонные к повышенно заболеваемости, имеющие различные функциональные отклонения, обусловленные степенью морфологической зрелости органов и систем.(66%)

- Третья – дети, страдающие различными хроническими заболеваниями в период между обострениями.

- Четвёртая и пятая – дети, имеющие серьёзные, грубые нарушения в состоянии здоровья, несовместимые с обучением ребёнка в массовой школе.(16%)

Что касается специального аспекта готовности, то под ним понимается определённый уровень умелости ребёнка в отношении чтения, письма и счёта.

Писхологическая готовность, предполагает готовность интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую.

Под интеллектуальной готовностью следует понимать трубуемы уровень развития некоторых познавательных процессов. Е.И.Рогов считает, что для всесторонней оценки интеллектуальной готвности к обучению необходимо оценить:

- Степень дифференцированности восприятия

- Аналитическое мышление

- Наличие рационального подхода к действительности

- Логическую память

- Развитие тонких движений руки и зрительно – двигательной координации

- Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов.

- Интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий

Диагностика личностной готовности самая трудная, т.к. требуется оценить уровень отношений ребёнка к взрослым, сверстникам и самому себе. Личностная готовностьь предполагает определённый уровень развития мотивационной. Короче говоря, нужно оценить, насколько ребёнок способен к произвольной регуляции и поведения в целом.

Последний аспект психологической готовности – это диагностика развития эмоционально-волевой сферы, точнее уровня эмоциональной напряжённости. Показано, что эмоциогенные факторы оказывают мощное воздействие на психическую работоспособность ребёнка.

В конечном счёте, по степени готовности к обучению желательно прогнозировать обучаемость того или иного ребёнка. Обучаемость выступает как проявление общих способностей, которые выражают познавательную активность субъекта и его возможность к обучению. В свою очередь, наиболее значительными качествами познавательных процессов и личности, обеспечивающими возможности к обучению, являются:

- Уровень произвольности внимания, памяти, мышления и т.д.

- Речевые возможности человека, способность к пониманию и использованию различных видов знаковых систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: