Психологическая готовность формируется на завершении этапа дошкольного детства, этот процесс сопряжен с кризисом 6-7-летнего возраста. Симптомами которого являются:
- потеря непосредственности: ребёнок начинает понимать, что может стоить лично для него то или иное желаемое им действие (думает прежде чем делать);
- манерничанье: что-то из себя изображает, при этом что-то скрывает;
- синдром «горькой конфеты»: когда ребёнку плохо, он старается это скрыть от окруж.
В этот промежуток времени, ребёнок резко меняется, становится трудным для воспитания, нередко агрессивен (слов.и физич), у некоторых детей – склонность к разрушению вещей, выспыличивости, грубит, некоторые дети могут отказаться от еды и питья. Или наоборот, абсолютно пассивное поведение. }=> детские преживания. Происходит их престройка. От «Я сам» и «Я хочу» к «Так надо». Ситуативное поведение к поведению произвольному. На выходе из кризиса у ребёнка должна сформироваться школьная зрелость.
Школьная зрелость – это «овладение Умениями, знаниями, способностями, мотивацией и др. необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками (Анна Анастази).
|
|
Школьная зрелость – это достижение такой степени в развитии, когда ребёнок становится способным принимать участие в школьном обучении (Й.Шванцара).
Готовность к обучению складывается из определённого уровня развития мыслительной д-ти, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции поведения.
Физическая готовность к обучению прежде всего характеризует функциональные возможности ребёнка и состояние его здоровья. Оценивая состояние здоровья детей при их поступлении в школу, следует учитывать следующие показатели: уровень физического и нервно-психическго развития, уровень фукционирования основных систем оганизма, наличие или отсутствие хронических заболеваний, степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям, а также степень социального благополучия ребёнка. Веселов Н.Г. выделяет 5 групп детей:
- Первая – это здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, а также дети имеющие незначительные отклонения, не влияющие на состояние здоровья (20%)
- Вторая – «угрожаемые дети», т.е. дети, с риском возникновения хронической патологии и склонные к повышенно заболеваемости, имеющие различные функциональные отклонения, обусловленные степенью морфологической зрелости органов и систем.(66%)
- Третья – дети, страдающие различными хроническими заболеваниями в период между обострениями.
- Четвёртая и пятая – дети, имеющие серьёзные, грубые нарушения в состоянии здоровья, несовместимые с обучением ребёнка в массовой школе.(16%)
|
|
Что касается специального аспекта готовности, то под ним понимается определённый уровень умелости ребёнка в отношении чтения, письма и счёта.
Писхологическая готовность, предполагает готовность интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую.
Под интеллектуальной готовностью следует понимать трубуемы уровень развития некоторых познавательных процессов. Е.И.Рогов считает, что для всесторонней оценки интеллектуальной готвности к обучению необходимо оценить:
- Степень дифференцированности восприятия
- Аналитическое мышление
- Наличие рационального подхода к действительности
- Логическую память
- Развитие тонких движений руки и зрительно – двигательной координации
- Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов.
- Интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий
Диагностика личностной готовности самая трудная, т.к. требуется оценить уровень отношений ребёнка к взрослым, сверстникам и самому себе. Личностная готовностьь предполагает определённый уровень развития мотивационной. Короче говоря, нужно оценить, насколько ребёнок способен к произвольной регуляции и поведения в целом.
Последний аспект психологической готовности – это диагностика развития эмоционально-волевой сферы, точнее уровня эмоциональной напряжённости. Показано, что эмоциогенные факторы оказывают мощное воздействие на психическую работоспособность ребёнка.
В конечном счёте, по степени готовности к обучению желательно прогнозировать обучаемость того или иного ребёнка. Обучаемость выступает как проявление общих способностей, которые выражают познавательную активность субъекта и его возможность к обучению. В свою очередь, наиболее значительными качествами познавательных процессов и личности, обеспечивающими возможности к обучению, являются:
- Уровень произвольности внимания, памяти, мышления и т.д.
- Речевые возможности человека, способность к пониманию и использованию различных видов знаковых систем.