Взаимодействие педагога-психолога с семьей в организации сопровождения ребенка

Чаще всего за помощью обращаются родители с проблемами «плохое, дурное поведение ребёнка». проблемы поведенческого плана, а также отдельные соматические заболевания детей и подростков напрямую связанны с неблагополучием в супружеских отношениях между родителями. Существенными факторами, влияющими на семейные отношения являютсся средовые и генетические составляющие, сложная их взаимообусловленность делает жизнь каждой семьи отличной от др. и проблему каждой семьи необходимо решать на глубинном уровне в соответствии со следующим алгоритмом.

1 этап: консультирование члена семьи, пришедшего на прием. (необходимо успокоить. Проблемы ребёнка родители принимают на свой счет => это пораждает у него естественную защитную реакцию, выражающуюся либо в агрессии на др, либо на себя. Стоит похвалить или сделать комплимент родителю: Вы такой заботливый.и любящий родитель. Ни в коем случае нельзя заявлять родителю, что истинная причина находится в нем и его отношениях с супругом(ой). Начинать работу с тем, что предъявлено клиентом - с проблемой ребёнка затем предложение работы с др. родителем и ребёнком совместно)

2 этап: семейное консультирование по проблеме ребёнка (нужно помнить правила семейного консультирования, которые определил в 1994г. Э.Г.Эйдемиллер):

1.Установление контакта и присоединения консультатнкта к клиенту;

2.Сбор информации о проблеме;

3.Обсуждение психотерапевтического контракта;

4.Уточнение проблемы клиента и определение ресурсов каждого члена семьи в отдельности и в целом(ресурсы каждого члена семьи, для решения проблемы);

5.Проведение собственно консультации;

6.Проверка экологии (клиенту предлагается увидеть себя в подобной ситуации ч/з 1-3-5-10 лет и исследовать свое состояние. Если не возникает возраж-ий есть чувство удовлетворения, то консультант делает вывод - найденное решение проблемы – правильное, если же клиенты испытывают чувство дискомфорта, то необходимо вернуться к исследованию проблемы и поиску его источника.)

7. Страхование результата (какое-либо домашнее задание для клиента, приглашение на повторную конскультацию для закрепления результатов);

8. Отсоединение.

3этап: супружеское консультирование. Консультирование может проводится как с парой, так и с один из супругов. В случае работы с одним из супругов, консультант должен ставить акцент именно на его переживаниях, его поведении, его видении проблемы. Проблемы другого не обсуждаются, клиент присутствующий на приеме говорит только о себе и за себя. Наиб.частые проблемы:

1) различное представление супругов о распределении ролей в данном виде отношениий (Кто в доме хозяин);

2) различные представления супругов о способе выражения чувств (Дарит цветы-любит, не дарит-не любит);

3) неоправданные ожидания в интимно-личностной сфере (я думал(а), а оказалось);

4) неоправданные ожидания на бытовом уровне (материальное благосостояние, соц.статус, жилищные условия). Все перечисленные причины в своей основе, как правило, имеют отсутствие уважения и принятия себя как личности у каждого из супругов. Отсутствие самоуважения вследствии скрываемой низкой самооценки (страх непринятия) приводит к неискренности в выражениях.

Т.о. главное что должны достигнуть клиенты для нормализации супружеских взаимоотношений в процессе консультирования, это:

1) «увидеть» себя;

2) принять себя;

3) «увидеть» друг друга;

4) принять друг друга;

5) научиться разговаривать друг с другом, выражая свои мысли и чувства партнеру понятым для него образом.

4этап: консультирование по проблемам личностного плана каждого из супругов. Активизация ресурсов, направленная на гармонизацию личности. С этой целью можно применять различные техники в зависимости от предпочтений консультанта, специфики личности клиента и его проблемы

Модели помощи соврем.семье:

- педагогическая - базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Работа с семьей направлена на создание системы психолого-педагогического просвещения родителей, организацию семейного консультирования, разработку методических рекомендаций, памяток для родителей.

- социальная - используется в случаях когда семейные трудности, это результат неблагоприятного стечения обстоятельств. Главня цель - оказать социально - педагогическую помощь семье:

* информировать о возможныых путях получения соц.помощи;

* координирование д-ти различных организаций и учреждений по оказанию помощи семье, психолог выступает в роли посредника.

- психологическая(психотерапевтическая) -делается акцент на семейных процессах и событиях. Действует на всех уровнях отношений в семье, используя индивидуальные и групповые формы работы. О нарушении системы отношеий могут свидетельствовать данные диагностики семьи:

* кинетический рисунок семьи Бертсна:

* социограмма Эйдемиллера;

* Анализ семейного воспитания;

* диагностика межличностых отношениий Личко.

- диагностическая - эта модель основывается на предположении наличия дифицита знаний у родителей о ребёнке, о семье в целом и о самом себе. Главная цель - достичь взаимопонимания м/у членами семьи.

- медицинская - основывается на том, что причиной семейных трудностей может быть болезнь членов семьи. Главная цель - адаптация здоровых членов семьи к больным.

В реальной практике используется несколько моделей одновременно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: