double arrow

Типология государства. Формационный, цивилизационный и технократический подходы к типологии государства

Многообразие государств отображается в категориях типа и формы государства. В современных государствах вопрос определения формы государства является делом конституции, выражается в наименованиях государств. В то же время политическая окраска понятия типа и формы государства приводит к тому, что за внешней терминологией зачастую скрывается совсем не тот смысл, который теория вкладывает в понятия типа и формы государства. Дошедшее до наших дней классическое учение

о формах государства с разделением на монархию (единоличное господство), аристократию (господство элиты) и политеи (непосредственная демократия народа) представляло эти формы как хороший тип государства, в противоположность которым плохой тип: тирания (деспотия единоличного правителя), олигархия (господство богатеев), демократия (господство черни), — свидетельствовали о вырождении хороших форм государства, а смена этих форм происходила как бы по кругу. В дальнейшем представление о цикличном изменении формы государства было заменено идеями прогрессивного развития форм государства. При этом классическое тройственное деление форм государства уступает место различению таких форм, как монархия и республика. Могут быть выделены такие типы государства, как Государство-учреждение строится сверху вниз. В нем реализуется принцип опеки над людьми, что придает политическому строю авторитарный характер. Государство-учреждение часто называют патерналистским государством. Другим типом выступает государство-корпорация. Оно строится снизу верх, основано на голосовании и формируется из самостоятельных суверенных индивидов. Существование этих типов государства определяется уровнем правосознания народа. Только зрелое правосознание народа приводит к становлению такого типа государства, как государство-корпорация. При характеристике современного государства часто используется деление государств на демократию и автократию. При таком подходе демократия фактически отождествляется с конституционным государством, которое может быть и республикой, и монархией, где по-разному проведен принцип разделения властей, используются в соответствии с традициями представительная и непосредственная демократия. Автократическое государство является антиподом конституционного государства как самозванное господство отдельного человека или группы. Из других оснований для типологии важно выделить различение государств на единые (унитарные) и федеративные государства; по принципу соотношения между государством и правом различаются правовое государство и этатистское государство; по принципам финансирования государства делятся на бюрократические и налоговые государства. Государство, как и общество, является продуктом исторического развития человечества, что и обусловливает формирование исторической типологии государств. Существует несколько основных подходов к исторической типологии государства: формационный, технократический и цивилизационный. С точки зрения формационного подхода главным признаком, определяющим исторический тип государства, является тип социально-экономических отношений, сложившихся в обществе. Авторы формационного подхода (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин) считали способ производства базисом формации, а государство, право, религию, мораль, искусство — надстроечными, производными от базиса явлениями. Поэтому, с их точки зрения, исторический тип государства обусловлен типом социально-экономических отношений. Маркс выделял такие исторически существовавшие формации (и соответ-ствующие им типы государства): рабовладельческая, феодальная, буржуазная. В будущем, с точки зрения Маркса, в результате социалистической революции должно возникнуть государство диктатуры пролетариата, которое приведет к отмиранию государства и права как ненужных в коммунистическом обществе явлений. С позиций цивилизационного подхода (Николай Данилевский, Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер) история человечества — это история рождения, развития и угасания замкнутых, локальных цивилизаций. Каждая из цивилизаций своей основой имеет, прежде всего, духовное начало («великую идею», по выражению Тойнби): своеобразную религию и культуру, национальную психологию. Тойнби включал в число локальных цивилизаций египетскую, китайскую, эллинскую, западную, православную, мексиканскую и др. цивилизации, породившие соответствующий только им исторический тип государства. Технократический подход (Герберт Спенсер, Уолтер Ростоу, Дэниэл Белл) к типологии государства основан на приоритете уровня развития технологии, который определяет тип общества и государства. Сторонники этого подхода выделяют три уровня развития технологии: аграрный, промышленный (индустриальный) и постиндустриальный (информационный), которым соответствуют деспотическое, либеральное и демократическое государство. Каждый из подходов к исторической типологии государства имеет свои сильные и слабые стороны, по-своему высвечивая разные аспекты сложного пути развития общества и государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: