1. Внесение законопроекта — законодательная инициатива.
Законодательная инициатива — это конституционная возможность вносить в ГДпроекты федеральных законов, конституционных и просто законов, а также проекты законов о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, а равно о признании определенных законов недействующими, утратившими силу. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, СФ, члены СФ, депутаты ГД, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, ВС РФ, ВАС РФ по вопросам их ведения.
2. Обсуждение законопроекта в ГД. Оно проходит, как правило, в трех чтениях. Исключение составляет рассмотрение проекта закона о федеральном бюджете, которое проводится в четырех чтениях.
Первое чтение - первоначальное рассмотрение законопроекта на планерном заседании нижней палаты (обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости принятия, концепция законно проекта, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ).
В период между первым и вторым чтениями (не менее 15 дней, а для законопроекта по предметам совместного ведения — не менее 30 дней) субъекты права законодательной инициативы могут направлять в ГД, ответственному за обсуждаемый законопроект комитету поправки, Поправки обобщаются и выносятся затем для обсуждения во время второго чтения.
Второе чтение - обсуждение на планерном заседании палаты поправок, поступивших от субъектов права законодательной инициативы на законопроект, и голосование о принятии его за основу и в целом. Законопроект, принятый во втором чтении, направляется в ответственный комитет для устранения с участием правового управления внутренних противоречий, становления правильной взаимосвязи статей и редакционной правки.
Третье чтение законопроекта — это заключительное обсуждение в ГД законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрения в целом. В случае если законопроект принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит.
3. Принятие закона. ФЗ принимаются ГД большинством голосов от общего числа ее депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее двух третей голосов от общего числа Депутатов ГД.
4. Рассмотрение и одобрение СФ принятого ГД ФЗ. Принятые ГД ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение СФ, который рассматривает и ставит на голосование поступившие из ГД законы. Обязательному рассмотрению в СФ подлежат ФЗ по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и зашиты государственной границы РФ, войны и мира. Однако если в течение 14 дней ФЗ, принятый ГД, не был рассмотрен СФ, то он также считается одобренным этой палатой. ФЗ считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. Закон может быть и отклонен.
5. В этом случае может возникнуть дополнительный этап — преодоление разногласий между СФ РФ и ГД в связи с отклонением принятого ГД закона.
6. Подписание и обнародование ФЗ Президентом РФ. Принятый ФЗ в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в течение 14 дней с момента поступления федерального закона Президент РФ должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов:
1) может подписать ФЗ и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу.
2) может применить свое конституционное право вето и отклонить ФЗ, не подписав его.
Процедура прохождения ФКЗ имеет особенности, в частности требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД. Принятый таким путем федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию.