Форма государственного (территориального) устройства: понятие, виды и их свойства

Территориальная организация государственной власти в России — одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержа­нии оптимального соотношения между деятельностью феде­ральной власти по обеспечению территориальной целостно­сти, единства государства и стремлением регионов к боль­шей самостоятельности.

Всякие перекосы здесь достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность ее действий в данной сфере — путь к централизму и унитаризму. Ре­зультатом же безграничной самостоятельности регионов мо­гут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государ­ственности. Отсюда задача науки и практики — найти такую форму государственного устройства, при которой естествен­ное стремление регионов к самостоятельности не будет со­здавать угрозу целостности России. Первые шаги на этом пути уже сделаны при подготовке и принятии Федератив­ного договора и Конституции Российской Федерации.

Российское государство — самобытная, уникальная фе­дерация, построенная на договорно-конституционном пра­вовом фундаменте. Механизмом регулирования и самонаст­ройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъекта­ми Федерации (например, с Республикой Татарстан) о раз­граничении предметов ведения и полномочий. Немало осо­бенностей и проблем порождает противоречивость двух из­начально заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административ­но-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов Российская Феде­рация занимает первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству.

Необходимая децентрализация и растущая самостоятель­ность регионов уравновешиваются -заложенными в Консти­туции базовыми принципами, которые гарантируют: незыб­лемость территориальной целостности государства; равно­правие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; единство основ государственного строя (соблюдение каждым регио­ном таких основополагающих принципов, как народовлас­тие, разделение властей, многопартийность, равные изби­рательные права граждан); свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и де­нег по всей территории государства; верховенство федераль­ного законодательства; недопустимость действий, направ­ленных на одностороннее изменение статусов членов Феде­рации.

Конституция разграничила предметы ведения и полно­мочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъек­тов на три группы: 1) предметы ведения Федерации; 2) пред­меты ведения субъектов Федерации; 3) предметы совмест­ного ведения Федерации и ее субъектов.

Гармонизация федеральных отношений требует гибкой политики межнационального согласия. В этих целях разра­батывается концепция государственной политики России по предотвращению и урегулированию межнациональных кон­фликтов, в основу которой будет положен принцип приори­тетности мирных политических средств разрешения возни­кающих противоречий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: