Лоббирование как феномен PR

Лоббирование - это оказание влияния определенной заинтересованной группы лиц на принятие политических решений властными структурами.

Например, крупные компании региона обязательно должны поддерживать отношения с местными органами власти и, что особенно важно, со своим депутатом.

Началом взаимоотношений может стать банальное приглашение на свое предприятие/завод для ознакомления с последующим ланчем и разговором о перспективах вашего бизнеса. Такое лоббирование обычно называют "мягким".

Лоббирование - это всегда целенаправленное воздействие на властные органы в рамках, установленных правовыми нормами. Этапы воздействия тесно связаны со стадиями принятия решения. Все стадии принятия решений в государственных и муниципальных органах регламентированы соответствующими нормативными актами. Ниже мы вернемся более подробно к рассмотрению действий лоббистов на различных стадиях законодательного процесса. Именно законодательный процесс выделен особо по ряду причин.

Во-первых, лоббисты чаще всего заинтересованы в том, чтобы в конечном счете их интересы нашли отражение в нормативном правовом акте, а закон занимает в иерархии нормативных правовых актов высокое место, уступая только Конституции РФ и международным договорам РФ (в класс «закон» в России входят на федеральном уровне федеральные конституционные законы и федеральные законы, а на региональном уровне - законы субъектов РФ). Поэтому лоббисты иногда через исполнительную ветвь государственной власти все же стремятся добиться принятия того или иного закона.

Во-вторых, лоббистам легче действовать на разных этапах законодательного процесса, поскольку парламент работает в гораздо более открытом режиме, чем органы исполнительной власти.

В-третьих, каждый этап законодательного процесса требует специального разбора, так как обладает рядом особенностей и включает особую роль различных ветвей государственной власти, чего меньше в этапах принятия актов исполниельной власти.

Эффективность лоббирования зависит от совокупности факторов, и в отдельных случаях представляется, что задействованные ресурсы непропорционально велики по сравнению с полученным результатом. Во всяком случае, данный вопрос является одним из самых дискуссионных в зарубежной политической науке и требует отдельного освещения.

Лоббирование бывает прямым и косвенным.

Прямое лоббирование своим содержанием имеет методы непосредственного влияния на лиц, принимающих решения, которое осуществляется через представителей организованных интересов. Оно может выражаться в следующих формах:

1) непосредственный контакт в процессе подготовки и доработки проекта решения с лицами, принимающими их;

2) предоставление лицам, принимающим решения, информации относительно задач, которые могут быть решены в случае принятия определенного решения, или относительно последствий (положительных и/или отрицательных) реализации решения, проект которого разрабатывается:

3) проведение экспертизы проекта решения;

4) частные встречи кулуарного характера;

5) выступление на парламентских слушаниях по обсуждению законопроекта;

6) проведение круглого стола, конференции, общественных слушаний и т. п. по проекту готовящегося решения с приглашением лиц, принимающих решения.

Косвенное лоббирование состоит в опосредованном влиянии на лиц, принимающих решение, с тем чтобы было отвергнуто либо, наоборот, принято решение соответствующего содержания. Среди форм косвенного лоббирования можно назвать:

1) организацию различных кампаний с целью формирования определенного общественного мнения;

2) финансирование избирательных кампаний кандидатов, выступающих с позиций, близких соответствующей заинтересованной группе;

3) рассылку информационных и аналитических материалов, среди которых имеются и материалы, относящиеся к конкретному решению;

4) выступления в средствах массовой информации;

5) поддержку организаций, уже лоббирующих соответствующее решение.

Лоббирование — составная часть PR-практики, поскольку эта основанная на коммуникациях деятельность сосредоточена на группе (или организации, как говорят в менеджменте) и стремится к убеждению и переговорам (по вопросам возможностей и или угроз) с теми из посредников, кто связан со структурами государственной власти. На практике лоббирование осуществляется в основном индивидами двух категорий: собственными лоббистами организации, которые специально нанимаются группой, и привлеченными лоббистами, с которыми заключается контракт на решение определенных задач, как правило, на ограниченный период времени.

К задачам специалистов в области отношения с властными структурами можно отнести:

o выстраивание эффективных коммуникаций с госструктурами и их персоналом

o мониторинг работы гос/органов в сферах, затрагивающих деятелньость вашей организации

o представление интересов вашей организации на всех уровнях власти

o информированние гос/органов о деятельности вашей компании

o влияние на решения госструктур в важных для вашей компании областях.

В настоящее время очень часто можно встретить такую точку зрения, когда GR-менеджера и лоббиста отождествляют, не видят разницы в их деятельности.

Таблица представляет собой субъективное мнение одного из специалистов области GR - Павла Толстых (специалист по вопросам продвижения интересов в органах государственной власти, директор Центра по изучению проблем взаимоотношения бизнеса и власти Lobbying.ru, кандидат политических наук, доцент кафедры политического консалтинга и избирательных технологий ГУ-ВШЭ и факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова).

На Западе этот термин ассоциируется с бескомпромиссными, твердыми в своей позиции представителями чьих-либо интересов в государственных кругах. О лоббировании здесь говорят тогда, когда имеет место реальная власть и реальные выгоды для субъекта, чьи интересы продвигает лобби – человек, занимающийся непосредственно представлением интересов субъекта во властных структурах. На Западе, как и в США, лоббизм признан законной деятельностью и урегулирован рядом документов, в связи с чем является более организованной и открытой деятельностью. Например, В США в соответствии с законом 1946 года занятия такого рода деятельностью требуют регистрации и ежеквартального информирования об источниках своего дохода.

Лоббирование интересов, помимо общественных организаций, отдельных лиц и др., интересно таким субъектам как бизнес-структуры. К. Маркс писал, что главная цель организации, занимающейся бизнесом, – получение максимальной прибыли. При этом, он ввел понятие прибавочной стоимости, которая складывается из нефинансовых ресурсов. Одним из таких ресурсов является имидж организации, который сегодня возможно сформировать при помощи средств лоббирования. Таким образом, лоббирование позволяет бизнес-структурам получить прибавочную стоимость, о которой писал К. Маркс, и достичь своей основной цели – получение максимальной прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: