Чёрный PR - целенаправленное распространение негативной информации.
Некоторые PR-специалисты утверждают, что негативного освещения в СМИ не существует в принципе. Но большинство компаний, став объектом общественной критики, с таким утверждением в корне не согласны.
Умение правильно управлять отрицательными меседжами может кардинально изменить ситуацию. Ниже приведены инструкции, как реагировать на критику, не раздувая при этом пламя негатива.
Взвесьте свой ответ
Не прячьтесь. В большинстве случаев неумение правильно реагировать на ситуацию только подтверждает критику, поэтому обычно опытные специалисты советуют дать достойный ответ.
В ситуации, когда предоставлен неполный фактаж, следует донести правильные данные насколько возможно быстро.
Но есть исключения. Если обвинение неправдивое (слух, дело рук интернет-троллинга) – нет никакой необходимости его комментировать.
Не переусердствуйте- Когда человек подвергается критике (особенно личного характера), его начинают переполнять эмоции, в разговоре он занимает оборонительную позицию, часто употребляя «поджигательные» словечки.
|
|
Следуйте доктрине «Равных возможностей»
Большинство официальных веб-сайтов или новостных источников позволят прокомментировать уже опубликованный негативный материал. Если представленные факты или детали неверны, настаивайте на своем законном праве разъяснить недоразумение и расставить все точки над «і».
Ни в коем случае не угрожайте и не запугивайте журналиста или блогера. Старайтесь обращаться вежливо и четко, при этом спокойно донести суть своего недовольства, так как практически все информационные ресурсы заинтересованы в объективном донесении информации.
Используйте цифры и факты, ссылайтесь на источник
Убедительный ответ всегда должен ссылаться на факты или статистические данные. При возможности, цитируйте слова третьих лиц. Ваши заслуги и признания обществом, рейтинги компании и рекомендации лояльных клиентов помогут более четко изложить свои доводы.
Позвольте своим «адвокатам» защитить вас
Если ваши клиенты и партнеры хотят привести свои аргументы в вашу защиту – позвольте им это сделать. Суть репутации заключается в том, что другие говорят о вас в обществе.
Если нужно – извинитесь
Если ваша компания допустила ошибку – предложите свое решение проблемы и искренне извинитесь. Избегайте намеренных двусмысленных выражений, таких как: "Нам жаль, если мы кого-то обидели". Возьмите на себя ответственность и, что более важно, предпримите все шаги, чтобы исправить ситуацию.
Создавайте позитив там, где это возможно
|
|
Как только буря утихнет, постарайтесь "вытолкнуть" негативные материалы из информационного пространства. Наполняйте его свежими, позитивными фактами, оптимизируя их под поисковые системы.
Усиливайте работу своего блога, сайта компании, делитесь своими цитатами в отраслевых изданиях.
Иногда публичная критика, на самом деле, является замаскированным подарком жизни. Возможно, это шанс исправить проблему, улучшить продукт или процесс предоставления услуг.
Первый вариант — это пойти по пути недеяния и игнорирования. Действительно, какой смысл вам, уважаемому человеку и преуспевающему бизнесмену, реагировать на грязные происки каких-то мелких людишек. Кто такие эти «черные пиарщики», чтобы вы вообще на них реагировали Задавать подобные вопросы можно сколько угодно, как и тешить этим свое самолюбие, но делу это не поможет. Если вас взялись «морщить», а вы на это никак не реагируете, то «сморщат» вас довольно быстро. Кроме того, отсутствие реакции на предъявленные вам обвинения при всей их абсурдности подтверждает их обоснованность и убеждает обывателя в наличии у вас какой-то вины.
Второй вариант основан на принципе доказательства вашей правоты. При желании вы сможете добиться и опровержений вышедших статей в тех же самых газетах, и ответить на все вопросы, и разрешить любые сомнения. Благо, и средств у вас пока что хватает. Но если человек начинает оправдываться а это будет воспринято именно так, значит, он действительно в чем-то виноват. Даже если вам удалось отвести от себя какие-то из обвинений, у обывателя останется сомнение, он будет уверен — «что-то здесь все равно нечисто».
Третий вариант — пожалуй, единственный, который стоит рассматривать, хотя к нему прибегают и нечасто; он основывается на принципе полной адекватности. Если против вас ведется негативная PR-кампания, то действительно помочь вам способны только технологии PR. Скажем больше — адекватность должна быть именно полной, т. е. недостаточно нанять хорошего рекламиста или человека, который будет заниматься созданием вашего позитивного образа; более всего подходит «пиарщик», сам владеющий негативными технологиями достаточно высоких уровней как правило, для специалистов в области антикризисного PR это является обязательным элементом их подготовки. Недаром народная мудрость гласит: «Против лома нет приема, окромя другого лома». Лучше всего нейтрализовать воздействие «черного PR» с использованием его же технологий и ресурсов. Здесь точно так же используется налаживание эффективной «разведки и контрразведки», манипулятивные и лоббистские методики, система скрытых провокаций. Особое значение приобретают методики защиты информации, обеспечения дезинформирования, коррекции кадровой политики; важной задачей становится ограждение вас лично от прессинга и манипулирования с помощью различных видов «буферов».
В целом технологии нейтрализации «черного PR» основаны на использовании более эффективных коммуникативных каналов, чем применяет его источник; доказано, что практически любое воздействие можно нейтрализовать с помощью управления слухами и каналов неформальной коммуникации.