Связи с общественностью в НПО (НКО)

Некоммерческая организация (НКО) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации.

Согласно ГК РФ существует 2вида организаций: коммерческие и некоммерческие НКО. Для НКО продуктом могут быть определенные услуги, предоставляемые на платной или бесплатной основе. Деятельность специалистов по связям с общественностью в некоммерческом секторе, как, правило, ассоциируется с фандрайзингом целенаправленный систематический поиск спонсорских или иных средств для осуществления социально-значимых проектов и поддержки тех или иных институтов и спонсорингомэто подбор или организация события или иного объекта спонсирования; ведение и контроль события; проведение иили контроль рекламной и СО-кампании, гарантированное осуществление проекта с учетом интересов спонсора. Взаимодействие потенциальных доноров и некоммерческих организаций осуществляется в следующих формах: Спонсорство – финансирование какого-либо мероприятия или учреждения на основе взаимовыгодного сотрудничества, накладывающее определенные обязательства на участвующие стороны. Спонсорство может осуществляться в разнообразных формах: непосредственное финансирование; учреждение ценных призов; помощь транспортом, оборудованием и т.д. Обязательным для спонсорства является оформление условий, на которых предоставляется спонсорская поддержка специальным договором и прилагаемыми к нему специальными протоколами. Патронаж предполагает не только материальную, но и организационную поддержку. Причем долговременную. Патронаж может иметь как благотворительную, так и спонсорскую основу. Патронами выступают как физические лица, так и корпорации, государственные органы. Благотворительность – оказание материальной и иной поддержки информационной, организационной, юридической нуждающемуся в ней лицу или организации, не предполагающее со стороны адресата никаких обязательств по отношению к дарителю. Мотивами благотворительности могут быть как любовь к искусству, так и потребность в самовыражении, чувство долга, тщеславие, соображения выгоды. Последнее играет немаловажную роль в развитии благотворительной деятельности, которая позволяет частично высвобождать финансы из налогообложения. Анализируя деятельность российских некоммерческих организаций, можно отметить, что они преимущественно связаны или с немногочисленными целевыми группами общественности ветераны, инвалиды, дети, беженцы, военнослужащие и др., или с потенциальными источниками материальных или денежных средств.

В зависимости от целей некоммерческих организаций используются разнообразные инструменты связей с общественностью. Одним из эффективных СО-инструментов для НКО считаются добровольцы волонтеры, поскольку они ощущают свою причастность к решению конкретных проблем и активно распространяют близкие им идеи. Для того чтобы вести работу с добровольцами, их необходимо привлечь в организацию. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит СМИ. Коммуникационная сфера важна для некоммерческих организаций еще и потому, что от них обычно ожидают активной публичной деятельности с соответствующим информационным сопровождением.

Другим эффективным инструментом является грантовая поддержка в виде раздичных фондов. Для информирования мировой общественности о деятельности фондов широко используются интернет-коммуникации, где представлена информационная база данных о независимых и корпоративных фондах, рекомендации для грантоискателей, новости и другая информация по данному вопросу. Грантодатели обычно стремятся поддерживать такие проекты, которые принесут им известность и представят фонд в наиболее выгодном свете. Поэтому фонды предпочитают не финансировать организации с плохой репутацией и неэффективным управлением, а также проекты, которые сопряжены с большим финансовым, политическим и социальным риском.

Специфика PR-деят-cти в НКО:

- всегда эта деят-сть д. содержать эл-ты фандрайзинга (стратег. планир-е), привлечение добровольных пожертвований.

- необх. определить, кто явл. субъектом PR-деят-сти (та соц. проблема, кот. орг-ция пытается решить). С 1й стороны удерж. миссию, с др. – фандрайзинг.

- значима фигура посредника – того, кто рассказывает о деят-сти орг-ции (м.б. сочувствующие, бывшие клиенты и т.п.)

Иерархия задач:

- PR своей организации, решение ее проблем, репутация.

- продвижение, создание целесообразного имиджа той проблемы, кот. занимается орг-я.

- PR гражданского об-ва (идеи того, что граждане д.б. активнее)

Целевая аудитория:

- собственные сотрудники

- волонтеры (жертвуют не деньги, а труд) – хотят получить причастность к большому делу

- коллеги по НК сектору (он сетевой, тесный; репутация склад. от того, насколько хорошо коллеги знают о вашей деят-сти)

- доноры (дают деньги даром, т.к. хотят решения проблемы):

физ. лица

бизнес

фонды

гос. органы, гос. программы

Разная мотивация и разные способы работы с ними.

- те орг. власти, кот. либо создают проблему, либо от кот. зависит ее решение

- орг. МСУ

- судейские органы

- население и его группы, страты, слои

- СМИ

- международные сооб-ва (прав-ва др. стран)

Каналы:

- СМИ (не осн. канал) – через СМИ доверие не сообщается

- личное участие целевых групп в деят. НКО

- внутр. пресса НКО («малая пресса»)

- семинары, тренинги, мастер-классы

- встречи и конф. НКО, сопряж. с министер. встречами, правительст. встречами и т.д.

- Интернет

- лобир-е законов

- PR-акции

PR-стратегии для различных ф-м деятельностисти НКО:

PR-стратегия зависит:

- от отностисяя к органам гос. власти (ф-ции гос. контроля, решение соц. проблем с органами гос. власти)

- от осн. источников фандрайзинга

PR-стратегия для тех, кто занимается гражд. контролем – отстройка от гос. власти, непримиримая позиция.

Бизнес. Есть те организацииции, кот. ориент. в своей стратегии на корп. пожертвования. Они поддерж. тесные отношения с бизнесом. Корп. стратегия – сделать бизнес соц. зависимым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: