Задания для самостоятельной работы. а) Содержательно-смысловой анализ программных документов и методической литературы

а) Содержательно-смысловой анализ программных документов и методической литературы

I. Изучите теоретический материал по проблеме и представьте его в виде кластера (интеллектуальной карты, структурного дерева)

II. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов, используя рекомендованную литературу:

1. Дайте определение и прокомментируйте следующие методические понятия: техника чтения, идентификация, расширение поля чтения, понимание текста, антиципация/вероятное прогнозирование, изучающее чтение, ознакомительное чтение, просмотровое/поисковое чтение, стратегия чтения, интерпретация текста.

2. Каковы задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности?

3. Раскройте психологическую, лингвистическую и коммуникативную характеристики чтения.

4. Что затрудняет процесс чтения на иностранном языке и что способствует преодолению этих затруднений? Какие упражнения и задания может использовать учитель для их преодоления?

5. Какие механизмы лежат в основе овладения техническими навыками чтения? Какие упражнения используются для их формирования?

6. Какие виды чтения вы знаете и какова их роль в процессе обучения и реального общения?

7. Какие этапы работы с текстом вам известны? Раскройте их особенности.

8. В каких случаях чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, а когда является средством формирования коммуникативных навыков и умений?

III. На основе изученной литературы заполните следующую таблицу:

Трудности чтения Способы их преодоления
     
     
     
     
     
     

IV. Изучите Программу и заполните следующую таблицу:

Этап Цели обучения чтению Требования к уровню подготовки учащихся Объем текста
начальный      
5-7 класс      
8-9 класс      
10-11 базовый      
10-11 профильный      

V. Допишите недостающие типы текстов:

Стили текстов Типы текстов
Информационный / прагматический - Объявления - - реклама - - факсы - - радио и телепрограммы - - анонс - - метеосводка -
Публицистический интервью - - репортажи - - - дискуссии
художественный - рассказы - - - письма - - -
научно-популярный - тексты из учебника - - - - статья в энциклопедии -

VI. Соотнесите данные умения с видами чтения:

Вид чтения Умения
а. Чтение с пониманием основного содержания (ознакомительное) б. Чтение с извлечением нужной/интересующей информации (просмотровое/поисковое) в. Чтение с полным пониманием прочитанного (изучающее) 1. понять информацию, о которой нужно догадаться; 2. умение извлекать информацию в виде оценочных суждений, описания, аргументации; 3. умение понять основную мысль; 4. умение делать выводы из прочитанного; 5. умение отделить главную мысль от второстепенной; 6. умение понять тему текста; 7. умение извлекать конкретную информацию (дата, цифра, имя, название); 8. умение понять логические связи внутри и между частями текста; умение понять стиль и тип текста; умение понять прочитанное посредством логической связи внутри и между предложениями.

VII. Познакомьтесь с содержанием таблицы и

а) скажите, к какому виду чтения относятся предлагаемые рекомендации;

б) ответьте на следующие вопросы:

- какой вид чтения занимает, на ваш взгляд, больше всего/меньше всего времени;

- какой вид чтения вы наиболее часто/наименее часто используете на занятиях;

в) распределите виды чтения по мере возрастания их сложности для вас лично

Вид чтения Рекомендации (советы)
а. Чтение с пониманием основного содержания (ознакомительное) б. Чтение с извлечением нужной/ интересующей информации (просмотровое/поисковое) в. Чтение с полным пониманием прочитанного (изучающее) 1. - внимательно читайте каждый абзац текста и распределяйте факты по степени важности; - проверяйте значения незнакомых слов с помощью словаря; - обращайте внимание на ключевые предложения каждого абзаца, выписывайте их в тетрадь или подчеркивайте в процессе чтения; - составляйте краткое содержание прочитанного в письменной форме; - перефразируйте трудные для понимания предложения; - раскрывайте причинно-следственные связи; - старайтесь понимать содержание прочитанного, опираясь на фоновые знания, экстралингвистический аппарат текста и шрифтовые выделения; - составляйте планы, схемы, таблицы; - при необходимости переводите текст полностью или выборочно. 2. - обращайте внимание на заглавие текста; - читайте первые предложения каждого абзаца; - обращайте внимание на ключевую информацию каждого абзаца, выписывайте ее в тетрадь или подчеркивайте в процессе чтения с целью использования ее в других видах деятельности (в проектной работе, ролевых играх и т. д.). - определяйте главную мысль; - отделяйте основную информацию от второстепенной; - используйте сноски (ключевые слова, реалии и др.) как опоры для понимания; - старайтесь извлечь информацию из рисунков, графиков или диаграмм, используя фоновые знания/широкий контекст. 3. - определяйте, какую информацию вы собираетесь искать; - прогнозируйте содержание текста на основе реалий, терминов, географических названий, имен собственных, дат, цифр; - идентифицируйте тип (характер) текста по его внешней структуре (анонс, реклама, программа телепередач и др.); - находите в тексте нужные факты, примеры, аргументы.

VIII. На основе изученного материала (Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина Методика… стр. 177-182; В.М. Филатов Методика … стр. 303-304) заполните следующую таблицу, которая поможет вам систематизировать процесс формирования технических навыков чтения:

Уровни овладения техникой чтения Упражнения
  1. Уровень буквы и буквосочетания - прочитайте букву - - - прочитайте буквы в конкретном слове - - соотнесите звуковой образ буквы с графическим - - - - -
2. Уровень слова и словосочетания - назовитеслова, вкотором есть звук [æ] - - составьте слово из букв и прочитайте его - - - прочитайтесловосочетания, обозначающие время или место действия -
  3. Уровень предложения и абзаца (мини-текста) - прочитайте подписи под картинками - - прочитайте текст, соблюдая ритмико-интонационный рисунок -

IX.Познакомьтесь с различными подходами к формированию технических навыков чтения (персонифицированное чтение, цветочтение, холистический подход, подход на основе установления графемно-фонемных соответствий, подход на основе использования алфавитной доски и звуковой дорожки) и кратко зафиксируйте их суть и проиллюстрируйте примерами.

X. Посмотрите на следующие утверждения и скажите:

- согласны ли вы с ними (полностью/частично/не согласны);

- относятся ли они к использованию чтения как самостоятельного вида речевой деятельности или в качестве средства формирования смежных речевых навыков.

Впишите номер утверждения в нужную графу таблицы, приведенную ниже.

Чтение как самостоятельный вид РД Чтение как средство обучения и контроля
   

Мы читаем для того, чтобы:

- получить подробную информацию по интересующему нас вопросу;

- найти ошибки в тексте;

- выполнить домашнее задание;

- развлечься;

- понять, поможет ли данный текст получить необходимую нам информацию;

- понять основную мысль или определить, о чем идет речь в данном тексте;

- найти ответы на конкретные вопросы;

- научиться быстро читать вслух с соблюдением базовых норм
произношения;

- научиться использовать различные интонационные модели;

- написать аналогичный текст самим;

- подготовить устный или письменный доклад по заданной теме;

- найти новые слова и догадаться об их значении по контексту;

- найти изучаемое грамматическое явление в тексте и использовать предложение из текста в качестве иллюстрации его употребления в речи;

- выполнить тест на проверку уровня сформированности лексико-грамматических навыков и умений;

- выполнить контрольное задание на проверку навыков аудирования, письма;

- узнать что-то новое;

- найти заведомо необъективную информацию, а затем апеллировать к ней в устной или письменной полемике и т. д.

XI. Подготовьте сообщение о технологии проведения уроков домашнего чтения.

б) Практико-ориентированные задания

Задание 1. Согласитесь или опровергните следующие утверждения:

Я умею читать, это значит:

- Я могу перевести каждое слово в тексте

- Я могу озвучить каждое слово в тексте

- Я могу понять основное содержание текста

- Я могу понять текст в деталях

- Я могу найти нужную мне информацию.

Прочитайте текст и скажите, о чем этот текст?

- о Византийской истории?

- о связях древней Византийской культуры с современной азербайджанской культурой?

- о войне между Византийской империей и Азербайджаном?

Yustinianin dövrüne aid mozaika esasinda “Bizans qadinlannin geyimi” mövzusunda metn hazirlayin. Baki metrolanndaki mozaik tesvirlere diqqet yetirin.

Вернитесь к утверждениям и скорректируйте свою позицию относительно умений чтения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: