Задание 3. Просмотрите приведенные ниже виды упражнений по формированию навыков и умений чтения. Отметьте те из них, которые можно использовать на начальном / среднем / продвинутом этапах обучения ИЯ.
— называние букв и передаваемых ими звуков; чтение транскрипции;
— сравнение чтения гласных в словах с различными типами слогов;
— чтение коротких слов с одной и той же фонемой; выбор и прочтение вслух рифмующихся слов;
— чтение словосочетаний;
— чтение коротких предложений;
— чтение предложений по принципу последовательного «нанизывания» слов с начала или с конца предложения:
A big black cat has six nice little kittens.
— kittens
— little kittens
— nice little kittens и т.д.;
— интонационная разметка текста и прочтение на ее основе;
— найти ответы на вопросы в тексте и прочитать нужные предложения вслух;
— подобрать подходящие заголовки к абзацам/текстам;
— составить план текста с ключевыми словами;
— догадаться о значении слов по контексту;
— догадаться о тематике/проблематике текста по заголовку/новым словам/вопросам/утверждениям до или после текста;
|
|
— ответить на вопросы по тексту, ориентированные на контроль понимания смысла прочитанного;
— составить собственные вопросы, ориентированные на точность понимания смысла прочитанного;
— сравнить несколько текстов по схожей тематике и определить их совпадения и расхождения;
— оценить степень достоверности информации текста;
— определить приемы, которые автор использовал для усиления эмоционального воздействия на читателя (комического, трагического и т. д.);
— дать характеристику героям/событиям;
— пересказать текст (подробно/от лица одного из героев/кратко/с новой речевой задачей и т. д.);
— создать новый текст на основе прочитанного, текст в ином жанре (стихи переделать в прозу, газетный заголовок — в лозунги и призывы, пословицы и поговорки — в рекламу и т. д.).
Задание 4. Выберите те виды упражнений из задания 1, которые ложно использовать на среднем этапе обучения, и расположите их в логической последовательности по принципу «от простого—к сложному». Продумайте, какие из них можно использовать на этапе:
• до чтения;
• во время чтения;
• после прочтения текста.
Задание 5. Проанализируйте один из УМК для начальной школы и определите:
· когда и с чего начинается в них обучение технике чтения;
· какой подход к обучению технике чтения реализуется в УМК;
· как изменяются длина и содержание текстов на протяжении учебного года;
· предусмотрено ли обучение чтению только в учебнике или в других компонентах УМК и если да, то в каких и как;
· какие упражнения и задания используются наиболее часто и почему;
|
|
· выделяют ли авторы несколько этапов работы с текстом и в чем это проявляется, насколько это оправданно?
· что можно сказать о тематике текстов и разнообразии типов текстов и чем определяется данный выбор.
Задание 6. Разделитесь на группы по 3—4 человека и проанализируйте один УМК для средней школы (5—9 классы ) по следующим позициям:
• соответствует ли тематика текстов программным требованиям;
• какие типы текстов используются в различных компонентах УМК и являются ли они аутентичными:
— цитаты;
— реклама;
— объявления;
— письма;
— стихи;
— художественная проза;
— драматургия;
— дневниковые записи;
— газетные статьи;
— меню;
— рецепты;
— записки;
— надписи;
— какие проблемы поднимаются в рамках изучения темы и насколько данные проблемы близки и понятны / интересны учащимся данной возрастной группы;
— можно ли говорить о разнообразии используемых заданий на чтение и обеспечивают ли они формирование различных технологий чтения;
— предполагают ли авторы УМК использовать несколько этапов работы с текстом или оставляют данный выбор учителю;
— обеспечивают ли задания на чтение одновременное использование и дальнейшее развитие смежных языковых навыков и речевых умений и каким образом;
— как осуществляется контроль понимания прочитанного;
— насколько контрольные задания смогут подготовить учащихся к выполнению экзаменационных заданий по чтению.
Задание 7. Опыт свидетельствует о том, что в современной отечественной методической литературе широко используется терминология на английском языке, незнание которой затрудняет понимание читаемой профессиональной литературы. Познакомьтесь с глоссарием, в котором представлены основные приемы контроля понимания прочитанного.