ТЕМА: ТОРМОЖЕНИЕ В ЦНС.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КООРДИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦНС.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Студент должен знать: взаимодействие процессов возбуждения и торможения на центральных нейронах;
механизм развития центрального торможения;
нейрональные механизмы, обеспечивающие развитие сопряженного торможения в центрах - антагонистах;
механизмы, обеспечивающие усиление и удлинение биологически значимых афферентных нервных сигналов;
явление доминанты, ее физиологическое значение.
Студент должен уметь: нарисовать схемы, объясняющие нейрональные механизмы развития: сопряженного торможения в центрах-антагонистах; возвратного торможения; пресинаптического торможения.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Что такое торможение?
2. Возникает ли торможение в любом отделе ЦНС? (да, нет).
3. Кем и в каком опыте было описано центральное торможение?
4. Объясните механизмы, обусловливающие возникновение центрального торможения.
5. Назовите известные вам тормозные медиаторы.
|
|
6. Что наблюдается на постсинаптической мембране при развитии вторичного постсинаптического торможения: а) деполяризация; б) гиперполяризация; в) реполяризация?
7. Дайте определение доминанты.
8. Перечислите основные свойства доминантного очага.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Торможение в ЦНС (И. М. Сеченов).
2. Современные представления о механизмах центрального торможения. Постсинаптическое и пресинаптическое торможение.
3. Взаимодействие между процессами возбуждения и торможения как основа координации рефлексов: принцип реципрокности, одновременная и последовательная индукция, принцип обратной связи, принцип общего конечного пути, союзные и антагонистические рефлексы.
4. Принцип доминанты (А.А. Ухтомский). Свойства доминантного очага в ЦНС.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Видеодемонстрация опытов:
1. Сеченовское торможение (наличие центрального торможения).
2. Доминанта (свойства доминантного очага на примере естественной и искусственно созданной доминанты).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Изменение процессов торможения в ЦНС в пожилом и старческом возрасте.
2. Изменение координации движений в пожилом и старческом возрасте.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Уменьшается ли время сгибательного рефлекса задней лапки лягушки при одновременном сильном механическом раздражении передней лапки? Почему?
2. Чем отличается иррадиация возбуждения в центральной нервной системе, возникающая при отравлении стрихнином от иррадиации при постепенном возрастании силы раздражителя, действующего на организм?
|
|
3. Почему чтение во время еды отрицательно сказывается на акте пищеварения?
4. Вы готовитесь к экзаменам. Тихо играет радио. Это не мешает вашей работе. Почему? Каков механизм этого?
5. Объясните, почему, когда у человека болит зуб, все посторонние слабые раздражители, действующие на организм, усиливают эту боль?
6. Почему трудно сконцентрировать внимание в монотонной обстановке?
Сборник «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии».
Раздел «Общая физиология». Задачи №180-189.