Младшего школьного возраста с их успеваемостью в школе

%' (по Е. М. Лубоцкой-Россельс, 1963)

Успеваемость Заключение психоневролога о состоянии здоровья детей
  временная задержка психического развития психофизи­ческий ин­фантилизм астеническое состояние повышенная возбудимость
Хорошая…………... Средняя…………… Слабая…………….. Неуспеваемость 5 10 85 25 43 32    

Педагог, ежедневно наблюдающий своих учеников, может и должен оказывать помощь школьному врачу в своевременном обнаружении какого-либо заболевания и его излечения. Для этого ему не обязательно знать все тонкости медицины, достаточно владеть рассмотренными выше простыми методами оценки физического развития и здоровья учащихся и быть всегда внимательным к своим питомцам. Однако начало заболевания редко проявляется сразу внешне в изменении показателей физического развития, чаще всего это можно заметить по изменению реактивности и резистентности детского организма.

Реактивность — способность организма отвечать на воздействия адекватными реакциями. Характер ответа организма определяется особенностями его функциональ­ных процессов, поэтому на одно и то же воздействие ор­ганизм может отвечать противоположными реакциями. Это свойство было замечено еще в конце XVIII в. немецким естествоиспытателем А. Гумбольдтом, который писал: «Действие всякого агента будет угнетающим или возбуж­дающим в зависимости от того, в каком состоянии нахо­дится тот орган, на который он действует».

В педагогической практике встречается немало ситуа­ций, когда одни и те же педагогические воздействия, при­меняемые в разное время, даже у одного и того же учени­ка вызывают различный эффект. Подобные случаи обус­ловлены изменениями реактивности организма детей и подростков. Вот почему каждое явление неуспеваемости и недисциплинированности должно внимательно анали­зироваться педагогом. Не следует забывать, что в их осно­ве могут лежать биологические причины и для преодоле­ния этих отрицательных явлений в учебно-воспитательной работе бывает необходима помощь врача.

Резистентность (от лат. resistere — сопротивляться) — устойчивость организма к действию вредных факторов внешней среды. Резистентность обеспечивается специаль­ными защитными биологическими механизмами, вырабо­танными в процессе эволюции человека. Она характери­зуется устойчивостью ребенка к действию инфекционных факторов (микробы, вирусы), переохлаждению, факто­рам, травмирующим психику и т. д.

Реактивность и резистентность ребенка являются био­логическими свойствами, но их формирование зависит не только от наследственности. Окончательную «шлифовку» этих особенностей организма осуществляет среда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: