Периодизации

Развитие ребенка представляет собой непрерывный процесс, в котором этапы медленных количественных изме­нений закономерно приводят к резким скачкооб­разным качественным преобразованиям структуры и функ­ции детского организма.

Каждая такая качественная ступень в индивидуаль­ном развитии человека характеризуется рядом морфофункциональных особенностей, изучить которые — задача большого практического значения, так как без этих иссле­дований невозможно действительно научное построение схемы возрастной периодизации.

К сожалению, сегодня наши знания биологических осо­бенностей постнатального развития человека еще недос­таточны и мы пока не в состоянии строго очертить даже его отдельные этапы. Поэтому проблема возрастной перио­дизации остается одной из актуальных для всего комплек­са наук, исследующих развитие человека. Ее решения ждут медики, гигиенисты, психологи и педагоги.

В настоящее время предложено много схем деления на возрастные периоды постнатального развития человека. Одна из них (по А. А. Маркосяну, 1969) представлена ниже.

Новорожденный.................. 1 —10 дней

Грудной возраст................. 10 дней — 1 год

Раннее детство................... 1 —3 года

Первое детство.................... 4 года — 7 лет

Второе детство................... 8—12 лет мальчики

8—11 лет девочки

Подростковый возраст... 13—16 лет мальчики

... 12—15 лет девушки

Юношеский возраст.... 17—21 год юноши

.... 16—20 лет девушки

З релый возраст: I период 22—35 лет мужчины

21 —35 лет женщины

II период 36—60 лет мужчины

35—55 лет женщины

Пожилой возраст............... 61—74 года мужчины

................... 56—74 года женщины

Старческий возраст.... 75—90 лет мужчины и женщины
Долгожители....................... 90 лет и выше

Эта схема, в основе которой лежат морфофункциональные и психологические критерии, охватывает весь постнатальный онтогенез человека. Для педагогов более удобной является периодизация, построенная также на основе педагогических и социологических критериев и охватывающая возраст от рождения до 17—18 лет. Эта схема включает следующие периоды:

Младенческий............................................. до 1 года

Преддошкольный....................................... с 1 до 3 лет

Дошкольный................................................ с 3 до 7 лет

Младший школьный................................. с 7 до 11 — 12 лет

Средний школьный........................................ с 11 —12 до 15 лет

Старший школьный............................. с 15 до 17 —18 лет

В заключение следует отметить, что всякая возрастная периодизация довольно условна, но она необходима для учета меняющихся в процессе онтогенеза физиологичес­ких и морфологических свойств организма детей и подрост­ков, для разработки научно обоснованной системы охраны их здоровья, для создания таких приемов воспитания и обучения, которые были бы адекватны каждой возрастной ступени и способствовали бы оптимальному развитию фи­зических и психических возможностей детей и подростков.

Не следует также забывать, что календарный (пас­портный) возраст детей и подростков не всегда соответ­ствует их биологической зрелости. Как мы уже указывали выше (см. разд. 2.10), возможны и задержка биологичес­кого развития, и его ускорение. В этой связи целесообразно определение биологического возраста детей и подрост­ков, которое осуществляется с помощью различных мето­дов. Наиболее надежным и доступным является определе­ние биологического возраста по степени окостенения ске­лета (костный возраст, или скелетная зрелость) и стади­ям развития вторичных половых признаков (см. разд. 8.3). Иногда для определения биологического возраста детей и подростков используют оценку их двигательных возмож­ностей, которые сравнивают с существующими стандар­тами, характерными для того или иного возраста. Однако этот метод имеет ограниченное применение, так как поз­воляет говорить лишь о двигательном возрасте ребенка, что имеет значение в основном в спортивной практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: