Экономическая теория создана и развивается экономистами различных школ и направлений, поэтому ее определения различны. Самым общим может быть такое: экономическая теория — это наука об основах хозяйственной жизни общества. В свою очередь, хозяйственная жизнь — это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.
Хозяйственная жизнь (хозяйственная деятельность, экономическая деятельность) базируется на том, что для получения нужных благ общество использует экономические ресурсы, которые в большинстве случаев ограниченны, и поэтому их надо использовать как можно более эффективно. Как писал лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Самуэльсон, в экономике существуют три ключевые задачи:
1. Какие блага производить, и в каких количествах?
2. Как производить блага, т.е. из каких ресурсов и с помощью какой технологии будут их производить?
3. Для кого производить блага?'
Взгляды экономистов на экономические проблемы называют направления экономической мысли, которые в свою очередь можно подразделить на отдельные школы. Часто эти направления также называют теориями.
|
|
Можно выделить следующие основные школы экономической теории:
1. Классическая школа. Её представителями являются У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, Дж. С. Милль. С трудов представителей классической школы началась политическая экономия как наука.
2. Историческая школа. Её представителями являются Ф. Лист, В. Рошер, Б. Гильдербранд, К. Книс, Г. Шмоллер, А. Вагнер и др. С трудов представителей исторической школы начинается наука о национальном хозяйстве – национальная экономика.
3. Неоклассическая школа. Её представителями являются А. Маршалл, Д. Робинсон, Эд. Чемберлин, Л. Вальрас, В. Парето, Дж. Кларк, А. Пигу и др.
4. Институциональная школа. Её представителями являются Т. Веблен, Дж. Гобсон, У. Митчелл, Г. Мюрдаль, Дж. Гэлбрейт и др.
5. Марксистская школа. Её представителями являются К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов, Э. Бернштейн, В.И. Ульянов-Ленин, и др.
6. Кейнсианство. Автором этого направления экономической мысли является Дж.Кейнс.
7. Монетаризм. Её представителями являются М. Фридмен, И. Фишер, А. Шварц и др.
8. Неоинституционализм. Представителями данного подхода к экономическому анализу являются Р. Коуз, Д.Норт, О. Уильямсон, М. Олсон, Т. Эггертссон и др.
9. Неоклассический синтез. Как научное направление представляет собой дальнейшее развитие и вместе с тем в некотором роде “примирение” подходов к анализу экономических процессов. Представителями данного подхода являются П. Самуэльсон, В. Леонтьев, Дж. Хикс, М. Аллэ и др.
10. Неолиберализм. К неолиберализму принято относить чикагскую (М. Фридмана), лондонскую (Ф. Хаек), фрайбургскую (В. Ойкен, Л. Эрхард) школы.
|
|
Добавим, что в современной экономической науке большинство экономистов пользуется как бы «смесью» указанных направлений, используя прежде всего те подходы, которые актуальны и хорошо срабатывают в настоящее время. В рыночной экономике, особенно в развитой, господствует так называемая общепринятая теория, которая хотя и является «смесью», но прежде всего на базе неоклассической теории. Поэтому к ней часто применяют термин неоклассический синтез. В России более заметное место занимает марксистское направление, прежде всего потому, что его по-прежнему придерживается значительная часть российских экономистов.
1. 2. Моделирование как метод исследования национальной экономики. Виды и назначение моделей.
Одной из сложнейших задач процесса познания, предвиденья и управления в социально-экономической сфере является то, как понять, предвидеть и управлять явлениями, которые очевидно существуют, но для нас неосязаемы, невидимы. Например, время вполне реально, но управлять им можно, только если оно выражено с помощью часов или календаря. То же можно сказать об экономической эффективности, рентабельности, управлять которой возможно только через призму бухгалтерского учёта. Для того чтобы понять то, чего нельзя увидеть и осязать люди изобрели вспомогательные искусственные или естественные системы – модели объектов познания. Этот подход в методологии наук является одним из величайших изобретений человечества.
Моделирование как метод научного познания социально-экономической реальности, предполагает теоретический анализ и практические действия, направленные на разработку и использования моделей в процессе познания. Модель выступает условным образом, аналогом объекта, специфической формой кодирования информации о предмете (явлении), отражающая те или иные его отдельные свойства, и замещающая его на определенных этапах познания.
Однако в отличие от обычного кодирования, когда нам известна вся исходная информация и мы лишь переводим её на другой язык, модель, какой бы язык она не использовала (графический, математический, статистический, символический, игротехнический), кодирует и ту информацию, которую люди раньше не знали. Можно сказать, что модель содержит в себе потенциальное знание, которое человек, исследуя её, может приобрести, сделать наглядным и использовать в своей практике.
Методологическим принципом моделирования является аналогия, означающая исследование реального объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная система – его модель, дающая при исследовании информацию о самом моделируемом объекте. Таким образом, главной особенностью моделирования является то, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заменителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектов и с помощью которого изучает интересующий его объект.
Классификация экономико-математических моделей:
По целевому назначению модели деляться: на теоретико-аналитические, используюемые при изучении общих свойств и закономерностей экономических процессов, и прикладные модели, применяемые в решении конкретных экономических задач анализа, прогнозирования и управления.
По типу информации: на дескриптивные (описательные) модели, предпологающие описание и объяснение фактически наблюдаемых явлений, и нормативные модели, используемые для определение путей и сроков достижения целевых показателей.
Балансовые модели, позволяющие определить соответствие наличия ресурсов и их использования, и трендовые отражающие длительную тенденцию основных показателей исследуемого объекта. Оптимизационные, используемые для выбора наилучшего варианта из определенного числа вариантов производства, распределения и потребления, и имитационные модели, предназначенные для использования в процессе машинной имитации изучаемых объектов или процессов.
|
|
По степени агрегирования информации: на макроэкономические, отражающие функционирование экономики как единого целого, и микроэкономические модели, используемые при анализе предприятия или фирмы.
По учету факторов времени и неопределенности: на статические, относящиеся к данному моменту времени, и динамические модели, описывающие экономические объекты в развитиии. Детерминированные и стохастические (вероятностные) модели, в зависимости от учета фактора неопределенности в них.
По типу математического аппарата: на модели линейного и нелинейного программирования, матричные, корреляционного-регрессионные модели. Модели сетевого планирования и управления, теории игр и массового обслуживания.
Экономико-математические методы применяемые в моделировании условно можно разделить на:
Методы экономической кибернетики: системный анализ экономики, теория экономической информации и теория управляющих систем.
Методы математичекой статистики: дисперсионный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ, многомерный статистический анализ, факторный анализ, выборочный метод, теория индексов и др.
Эконометричесие методы: теория экономического роста, теория производственных функций, инвестиционный анализ, межотраслевой анализ, национальное счетоводство, анализ спроса и потребления, региональный и пространственный анализ, глобальное моделирование и др.
Методы принятия оптимальных решений: оптимальное (математическое) програмирование, методы ветвей и границ, сетевые методы планирования и управления, теория и методы управления запасами, теория массового обслуживания, теория игр, теория и методы принятия решений, теория расписаний.
|
|
Специфичные методы исследования централизованно планируемой экономики: теория оптимального функционирования экономики, оптимальное планирование, теория оптимального ценообразования, модели материально-технического снабжения и др.
Специфические методы исследования рыночной экономики: модели свободной конкуренции, модели капиталистического цикла, модели монополии, модели индикативного планирования, модели теории фирмы и др.
Методы эксперементального изучения экономических явлений: математические методы анализа и планирования экономических экспериментов, методы машинной имитации (имитационное моделирование), деловые игры, методы экспертных оценок