Основные понятия, терминология и классификация

Переход к рыночным отношениям в экономике и научно-технический прогресс чрезвычайно ускорил темпы внедрения во все сферы социально-экономической жизни российского общества последние достижения в области информатизации. Достижения в экономике в значительной степени зависят от того, какую роль будет играть использование современных информационных технологий в экономике, в повышении эффективности общественного труда.

Последнее десятилетие характеризуется не только радикальным изменением социально-экономической среды, в которой функционируют российские предприятия и организации всех форм собственности, но и устойчивой тенденцией развития информатизации процессов управления.

Задачи управления, с необходимостью решения которых приходится иметь дело человеческому обществу, непрерывно усложняются и возрастают количественно. Возрастающие масштабы общественного производства приводят к обращению в производстве громадных материальных, людских, финансовых и энергетических ресурсов. Незначительное в процентном отношении снижение точности управления, практически неизбежное при ручной переработке больших объемов информации коллективами людей, вызывает ощутимые потери в масштабах народного хозяйства.

Количество информации, которую надо переработать для выработки эффективных управляющих воздействий в современных системах административно-организационного управления, так возросло, что намного превышает возможности человека. Управление сложной системой осуществляется группой, коллективом людей. Однако количественный рост числа людей, участвующих в управлении, не может обеспечить должного его качества. Уже в настоящее время объемы информации, которую необходимо переработать в процессах управления, превышают возможности всех людей, вместе взятых.

Это было показано В.М. Глушковым, который ввел понятие «информационного барьера» (ИБ), возникающего при управлении экономическими системами (ЭС).

Всякая ЭС может быть представлена в виде совокупности составляющих ее объектов, связанных между собой материальными и информационными потоками, которыми они обмениваются или могут обмениваться.

В результате развития общественного производства возникают не только новые объекты и их связи между собой и с ранее существовавшими объектами, но появляются также и дополнительные, новые связи между ранее существовавшими объектами. Оба эти обстоятельства приводят к тому, что рост числа связей значительно превышает рост числа объектов. В свою очередь, сложность задач управления материальными и информационными потоками, т.е. связями между объектами, измеряемая числом необходимых арифметических и логических операций, растет, вообще говоря, быстрее роста числа связей, что объясняется, в частности, необходимостью учета их взаимного влияния.

Если обозначить через n число людей, занятых в материальном производстве, и через m – число единиц оборудования, то суммарную сложность задач управления можно оценить функцией c (m + n)2, где c – некоторая константа.

Пропускную способность человека при решении задач управления можно упрощенно определить как некоторое количество A арифметических и логических операций, выполняемых в единицу времени. Суммарную возможность переработки информации коллективом из n человек можно тогда оценить величиной An.

Любая экономическая система при достижении при своем развитии достаточно больших размеров, с точки зрения сложности задач управления, проходит две критические точки: точку, в которой c (m + n)2 = A, и точку, в которой c (m + n)2 = An.

В.М. Глушков называет эти критические точки соответственно первым и вторым ИБ. Смысл этих барьеров заключается в том, что после прохождения первого ИБ система не может удовлетворительно управляться одним человеком, а после прохождения второго для этого не хватает уже всех участвующих в производстве людей, вместе взятых.

Первый ИБ был преодолен человечеством в глубокой древности. По мере роста и объединения небольших замкнутых экономических систем типа племени, рода, которыми достаточно эффективно мог управлять один человек, был достигнут информационный барьер, поставивший практику управления перед необходимостью искать выход. Это выход был найден главным образом в виде двух механизмов, каждый из которых позволял распределить решение задач управления между многими людьми.

Первый из этих механизмов заключается во введении иерархической структуры системы управления. В этом случае один человек управляет небольшим коллективом людей, элементарным производственным объектом; на каждой более высокой ступени, более высоком уровне один человек управляет небольшим коллективом людей, являющихся управляющими уровня, расположенного на одну ступень ниже, а уже через них – всем производством. Такие иерархические системы, в которых задачи управления явным образом распределены между многими людьми, оказались весьма жизненными во многих областях деятельности – при управлении производством, воинскими соединениями, в коммерческих системах, органах государственной власти и т.д.

Вторым механизмом, решающим ту же задачу косвенным путем, явились товарно-денежные отношения. При свободном колебании уровня цен каждый акт купли-продажи на рынке влияет на этот уровень, а через него – на уровень производства. Потенциально товарно-денежные отношения создавали возможность вовлечения таким косвенным и не слишком эффективным путем всего взрослого населения в решение задач управления производством.

Однако преодоление на основе этих механизмов второго ИБ невозможно, так как эти механизмы позволяют лишь вовлечь в процессы управления большое число людей, а для его преодоления недостаточно всех людей вместе взятых.

Оценка сложности задач управления основана на подсчете числа математических операций, необходимых для решения объективно существующих задач управления.

Эти оценки показывают, что экономика индустриально развитых стран уже прошла второй ИБ. На этом этапе развития общества все большее значение приобретает задача повышения производительности труда в сфере управления.

Именно трудности управления современным производством, необходимость поиска принципиально новых путей совершенствования управления объясняют быстрое развитие науки и практики управления, создание нового математического аппарата и экономико-математических методов, использование вычислительной техники и разработку автоматизированных систем управления.

ИТ служит для обоснованного принятия эффективного управляющего воздействия с целью обеспечения устойчивого финансового и социально-экономического развития предприятия. ИТ, достигшие в последнее время нового качественного уровня, позволяют принимать более эффективные решения, поскольку предоставляют в распоряжение специалистов в области управления новейшие методы обработки и анализа экономической информации.

ИТ являются функциональными компонентами других видов технологий и выполняют роль их интеллектуального ядра. Использование ИТ позволяет значительно повысить эффективность этих технологий, сокращая затраты других видов ресурсов общества. Существенная роль ИТ в развитии общества состоит в ускорении процессов получения, распространения и использования обществом новых знаний. Повышая качество интеллектуальных ресурсов общества, ИТ повышают качество жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: