Современное экономическое районирование, его принципы и факторы

Территориальное разделение труда - основа формирования экономических районов. Экономическое районирование - научный метод территориальный организации народного хозяйства. Территориальное разделение труда - основа формирования экономических районов.

Выделяют следующие принципы районирования:

- экономический. Рассматривает каждый район как составную часть единого народнохозяйственного комплекса страны;

- национальный. Учитывает национальные особенности – стремление к самостоятельному административному образованию;

- административный. Обеспечивает единство экономического района.

Современное районирование РФ включает три основных звена: крупные экономические районы; среднее звено (края, области, республики); низовые районы (городские, сельские).

Экономические районы могут объединяться в макрорайоны или экономические зоны. В РФ различают 2 зоны – Западная (европ. часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток).

В 1-й зоне три укрупненных района – Север и Центр европейской части РФ, Урало-Поволжье и Европейский Юг.

Во 2-й – Сибирь и Дальний Восток.

Сегодня можно выделить три типа регионов:

1) Трудоизбыточные (Северный Кавказ, Ставропольский и Красноярский края, Ростовская область).

2) Обороно-промышленные (Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири).

3) Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть Севера.

Существует отраслевое районирование (металлургические базы), районы размещения маш-ения, с/х районирование и др.

ЭР изменяются в процессе развития производительных сил. Пересмотр сетки крупных районов неизбежен. Задача сочетания рыночного регулирования и терр. планирования требуют изменения методологии районирования. Предполагается выделить:

А) 18 экономических районов на территории РФ (Адамеску А.А., Кистанов В.В.). Это позволит: выделить в самостоятельные районы высокоурбанизованные территории (Москва, Санкт-Петербург); образовать резервные районы, в которых можно решать задачи эффективного кооперирования производств; образовать районы на основе природных запасов; разделить основные районы с резкими различиями специализации и состава производственных ресурсов; сформировать систему отраслевых и региональных производственно-коммерческих объединений.

Б) 10 экономических районов, являющихся одновременно субъектами РФ или административно-территориальными единицами (В.В.Воронин, М.К.Шишков).


2.19. Государственное управление национальной экономикой: институциональный аспект

Система государственного регулирования в переходной экономике характеризуется двумя определяющими тенденциями. Во-первых, происходит либерализация экономики, которая сводит к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. Во-вторых, совершается переход от преимущественно административных методов государственного регулирования (путем предписаний, запретов, ограничений) к экономическим (через денежно-кредитную и бюджетно-налоговую системы).

В переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем в развитом рыночном хозяйстве. Это обусловлено следующими причинами. Прежде всего, переход от административно-командной системы к рыночной не происходит автоматически, особенно в странах, находящихся на этапе индустриального общества. Государство должно активно участвовать в формировании рыночных институтов, особенно в выработке пра­вил хозяйственной деятельности и контролировать их выполне­ние. В переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности, поэтому госу­дарству приходится активно вмешиваться в экономические про­цессы.

Под институциональными преобразованиями понимается изме­нение формальных и неформальных условий хозяйственной дея­тельности. Эта система мер включает, прежде всего, разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным ус­ловиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям обычно относят изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учрежде­ний рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондо­вых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены адми­нистративных рычагов экономическими, прежде всего бюджетны­ми и налоговыми).

Институциональные преобразования выражаются прежде всего в разработке законов, регулирующих деятельность экономических агентов в условиях рыночного хозяйства. Рыночное законодатель­ство должно регулировать, по крайней мере, следующие области:

а) права собственности;

б) договоры между экономическими агентами, включая их вы­полнение;

в) порядок начала и окончания хозяйственной деятельности (процедуры открытия фирм или регистрации юридических лиц, слияния, поглощения и банкротство предприятий);

г) поддержание конкурентной среды.

В переходный период могут действовать особые правовые нормы и основанные на них меры экономической политики госу­дарства (например, приватизация, демонополизация и др.).

В переходный период рыночные институты могут возникать самостоятельно, без видимого участия государства, в ответ на потребности экономических агентов (например, создание не­скольких сотен товарных бирж в России в 1990—1991 гг. вследствие стихийной либерализации хозяйственных связей между предпри­ятиями). При этом, однако, могут возникнуть социально нецеле­сообразные институты (вроде «уполномоченных банков», полу­чавших — в нарушение принципов конкуренции — особые выго­ды от ведения операций с государственными финансами). Поэтому государство должно играть активную роль в формировании ры­ночных институтов, в том числе путем отбора социально целесо­образных.

Рыночные институты переходного периода заметно отличаются от институтов, сложившихся в развитых странах рыночной сис­темы.

Основными формами государственного управления в развитых странах рыночной системы являются: стратегическое и индикативное планирование, прогнозирование, программирование и система государственных заказов (Например в США – Федеральная контрактная система).


2.20. Государственное планирование и прогнозирование как инструмент регулирования национального рыночного хозяйства

Социально-экономическое предвидение основных направлений общественного развития предполагает использование специальных вычислительных и логических приемов, позволяющих определить параметры функционирования отдельных элементов производительных сил в их взаимосвязи и взаимозависимости. Систематизированное научно обоснованное прогнозирование развития социально-экономических процессов на основе специализированных осуществляется с первой половины 50-х годов, хотя некоторые методики прогнозирования были известны и ранее. К ним относятся: логический анализ и аналогия, экстраполяция тенденций, опрос мнения специалистов и ученых.

В развитии методологии прогнозирования социально-экономических процессов большую роль сыграли научные разработки отечественных и зарубежных ученых А.Г. Аганбегяна, И.В. Бестужева-Лады, Л. Клейна, В. Гольдберга. В работах этих ученых рассматривается значение, сущность и функции прогнозирования, его роль и место в системе планирования, исследуются вопросы методологии и организации экономического прогнозирования, показываются особенности научного прогнозирования. Развитие работ, освещающих вопросы прогнозирования, осуществляются по таким основным направлениям: углубление теоретических и прикладных разработок нескольких групп методик, отвечающих требованиям разных объектов и разных видов работ по прогнозированию; разработка и реализация на практике специальных способов и процедур использования различных методических приемов в ходе конкретного прогнозного исследования; поиск путей и способов алгоритмизации методик прогнозирования и реализация их с использованием ЭВМ. Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.

По оценкам отечественных и зарубежных ученных, в настоящее время насчитывается свыше 20 методов прогнозирования, однако число базовых значительно меньше (15-20). Многие из этих методов относятся скорее к отдельным приемам и процедурам, учитывающим нюансы объекта прогнозирования. Другие представляют собой набор отдельных приемов, отличающихся от базовых или друг от друга количеством частных приемов и последовательностью их применения.

В существующих источниках представлены различные классификационные принципы методов прогнозирования. Одним из наиболее важных классификационных признаков методов прогнозирования является степень формализации, которая достаточно полно охватывает прогностические методы. Вторым классификационным признаком можно назвать общий принцип действия методов прогнозирования, третьим - способ получения прогнозной информации.

По информационному основанию все методы прогнозирования разделяют на фактографические (формализованные) и экспертные методы прогнозирования.

Фактографические методы в качестве исходной информации используют реальные факты которые имели место быть в прошлом, и закреплены на каком либо носители информации. К данной группе методов можно отнести методы экстраполяции тренда, статистические методы прогнозирования, методы аналогии.

Экспертные ме6тоды в качестве исходной информации используют мнения, суждения экспертов полученные в процессе специальной процедуры сбора информации. К данной группе методов относят методы индивидуальных и коллективных экспертных оценок.





double arrow
Сейчас читают про: