Антимонопольное регулирование и развитие института конкуренции в национальной экономике

Формирование принципиально новой экономической среды процесс достаточно длительный. При этом, несмотря на специфику развития экономики каждой страны, этот процесс должен учитывать логику и законы экономического развития, характерные для классических рыночных отношений. Механизм регулирования рынка может быть разнообразным, начиная от убеждений и рекомендаций и заканчивая принудительными мерами: налогообложение, квоты, штрафы, санкции, законы и так далее.

Антимонопольная политика каждого государства имеет своей целью создание условий для развития конкуренции. Конкуренция - это рыночная ситуация, при которой фирмы и продавцы независимо друг от друга борются за покупателей, необходимых для достижения определенных хозяйственных целей (получения повышенной прибыли или увеличения собственной доли на рынке). Наиболее распространенным является понятие совершенной конкуренции.

Выбор механизма регулирования основывается, как правило, на существующих законодательных актах. Политика регулирования зависит от принятого критерия эффективности функционирования рынка. Регулирование рынка осуществляется в целях защиты потребителей. Обычно оно осуществляется законодателем, который должен обеспечить нормальную конкуренцию и предупредить всевозможные злоупотребления. Особое место в решении данной проблемы занимает антимонопольная политика государства, которая реализуется путем создания антимонопольного законодательства, ориентированного на стимулирование наиболее эффективного использования ресурсов.

В странах с развитой рыночной экономикой действует целый ряд законов и правил, относящихся к антитрестовской деятельности. Приведем перечень тех областей, в которых действуют законы, ограничивающие деятельность, направленную на свертывание конкуренции: горизонтальные соглашения и скоординированные действия, информационные действия, побуждения к сговору, соглашения по рационализации и специализации, экспортные картели, соглашения, относящиеся к выпуску ценных бумаг, соглашения промышленных и торговых фирм, слияние и приобретение, совместные предприятия, бойкот, дискриминация в ценах или условиях продажи, отказ в продаже, исключительные торговые сделки, соглашения о ценах перепродажи или условиях продажи.

Основное содержание антимонопольной деятельности сводится к регулированию ограничительной торговой практики - раздел рынка, вертикальное и горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле и многое другое. В большинстве западных стран наибольшее распространение получили олигополистические рынки.

Несмотря на то, что любое государство действует в интересах создания условий для развития конкуренции в каждом государстве, в той или иной степени, на рынке существует и монополия. Монополия является полярной противоположностью совершенной конкуренции. Монополист наделен властью над установленной им ценой, он сам определяет эту цену, а не принимает ее как данную. В условиях монополии монополист, устанавливает более высокие цены, может произвести меньший объем продукции и получить с него прибыль выше нормальной.

Конкуренция является одной из составных частей успеха на рынке, основным инструментом управления рыночной экономикой. Под свободной конкуренцией понимается законодательно гарантированная свобода деятельности субъектов хозяйствования независимо от форм собственности или размеров предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой имеется целый ряд нормативных (законодательных) актов, создающих правовой коридор для развития конкуренции.


2.25. Стратегии макроэкономического регулирования национального рыночного хозяйства. Составляющие экономической политики государства

Государство представляет собой политическую организацию людей, живущих на определенной территории. В практической деятельности государство реализует политик, которая выражает интересы господствующей социальной группы или является компромиссом между интересами групп, если таких групп несколько. Исходя из политической стратегии, государство выполняет роль нравственного закона и поддерживает общественный порядок. Регламентирует деятельность граждан, создает условия для развития личной инициативы, охраняет безопасность, законную свободу, и собственность каждого.

Вся история развития государства демонстрирует возрастающую роль экономики по отношению к политике. Когда внимание государства и общества переносится на проблему наилучшего использования национальных ресурсов, в процессе определения, создания и реализации своих национальных конкурентных преимуществ.

Цели и средства государственного вмешательства в экономику составляют содержание экономической политики. Задачей экономической политики является практическое регулирование отношений между людьми по поводу производства и распределения благ в обществе и государстве. Еще в начале ХХ века отечественная и западная экономическая мысль сформулировала два важнейших руководящих принципа экономической политики:

1. принцип эффективности производства;

2. принцип справедливости распределения благ в обществе.

Принцип эффективности производства выражается в снабжении граждан государства наибольшим количеством продуктов при заданном объеме затрат, или, что то же самое, в выпуске заданного количества продуктов при наименьшем объеме затрат. В соответствии с принципом эффективности производства желательно использовать национальные ресурсы таким образом, чтобы получить быстрый рост конечного продукта непроизводственного назначения в оптимальной структуре заказанной потребителями. Однако при этом можно нарушить справедливость распределения доходов и стабильность государства.

Принцип справедливости распределения благ выражается в стремлении сгладить неравенство доходов граждан страны и увеличить доходы каждого по его вкладу в рост эффективности производства.

На первый взгляд, стремление сгладить неравенство доходов граждан является утопичным. Однако страна, в которой быстро увеличивается темпы экономического роста, но при этом одновременно увеличивается неравенство доходов, неизбежно идет навстречу своей гибели. Усиление социального неравенства внутри государства, способствует росту криминализации государства, означает угрозу его внутренней безопасности.

Поэтому координация роста доходов различных граждан в зависимости от их вклада в рост эффективности производства и сглаживание неравенства доходов граждан страны становиться даже не составной частью внутренней экономической безопасности государства, а её основой.

К руководящим принципам экономической политики, помимо эффективности и приемлемого неравенства в распределении доходов, относят ещё и стабильность, понимая под ней низкие темпы инфляции, безработица и экономического роста.

Итак, эффективная национальная стратегия – это такая стратегия, которая обеспечивает увеличение темпов роста конечного продукта в оптимальной структуре для граждан, достижение полной занятости, отсутствие инфляции и справедливое распределение доходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: