Кислотные аккумуляторы выпускаются с завода в сухом виде (без электролита). При этом они могут быть в заряженном состоянии или в
разряженном. Этот фактор определяет технологию приведения кислотных аккумуляторов в рабочее состояние.
Под сухозаряженными аккумуляторами понимают аккумуляторы, которые в конце технологического цикла изготовления заряжают, затем из них удаляют электролит, их промывают дистиллированной водой и высушивают. Заливочные отверстия герметизируют.
Хранятся такие аккумуляторы с герметизацией заливочных отверстий.
Приведение в рабочее состояние сухоразряженных аккумуляторов производится в следующей последовательности:
-аккумулятор заливают электролитом несколько меньшей плотности, чем эксплуатационная плотность (обычно 1,12 - 1,20 г/см3) и оставляют для пропитки на 3 - 6 ч;
- затем аккумулятор заряжают до появления признаков конца заряда;
- после этого разряжают до напряжения 1,8 В;
- окончательно заряжают до появления признаков конца заряда;
- корректируют плотность электролита до величины, предусмотренной условиями эксплуатации.
Приготовление и заливка электролита. Кислотные аккумуляторы заливаются электролитом, который готовится путем разведения серной кислоты плотностью 1,83 - 1,84 г/см3 в дистиллированной воде. Недопустимо для приготовления электролита использовать водопроводную, речную или морскую воду.
Для приготовления электролита необходимо использовать кислотостойкую и температуростойкую посуду: фарфоровую, фаянсовую, эбонитовую или керамическую. Применение железной, цинковой или стеклянной посуды ЗАПРЕЩЕНО!
В процессе приготовления электролита НЕОБХОДИМО ЛИТЬ КИСЛОТУ В ВОДУ, а не наоборот.
Если для приготовления электролита использовать концентрированную серную кислоту плотностью 1,83 г/см3, то температура электролита повышается до 80°С, что требует значительного времени для его остывания. Поэтому приготовление электролита целесообразно вести в два этапа.
На первом этапе готовится раствор с промежуточной плотностью 1,4 г/см3, температура которого доводится до 25 - 30 °С. Затем, используя промежуточный раствор и дистиллированную водy, получают эксплуатационный электролит. Кислотные аккумуляторы должны иметь плотность, величина которой зависит от климатической зоны эксплуатации и времени года. Климатические зоны и соответствующие им плотности электролита приведены в табл. 6.3
Плотность электролита измеряют при помощи ареометра, денсиметра или пробника.
Пробник имеет корпус, в котором расположено несколько калиброванных цилиндриков. При измерении корпус частично заполняется электролитом. При этом некоторые цилиндрики всплывают. Плотность определяется по всплытию соответствующих цилиндриков.
Денсиметр (рис. 6.166) представляет собой запаянный стеклянный сосуд, в нижней части которого помещена дробь, залитая парафином, что определяет определенную плавучесть прибора.. В верхней части сосуда находится шкала, по которой определяется плотность в зависимости от глубины погружения прибора. Денсиметр можно использовать самостоятельно для измерения плотности электролита, как показано на рис. 6.136, или он может входить в состав ареометра.
Ареометр (рис 6.16а). Для определения плотности электролита необходимо сжать рукой резиновую грушу 1 ареометра, ввести конец заборной трубки 5 в электролит и постепенно отпустить грушу для частичного заполнения цилиндра 2 электролитом. После того как денсиметр 3 всплывет, по делению шкалы, соответствующему уровню электролита, определяют его плотность.
По табл. 6.3 температуре О °С соответствует поправка 0,02 г/см3. Ответ: 1,29 -0,02=1,27 г/см3.
Рассчитанная поправка (0 -25)∙0,0007 = - 0,0175 г/см3.
Ответ: 1,29-0,0175 = 1,2725 = 1,27 г/см3.
Необходимо иметь в виду, что при температуре электролита выше 30 °С величина поправки прибавляется к фактическому показанию ареометра. При температуре электролита ниже 20 °С величина поправки вычитается из фактического показания ареометра. Когда температура электролита при измерении плотности находится в пределах 20 - 30 °С, поправка на температуру не вводится. Для получения электролита требуемой плотно обходимо пользоваться данными табл. 6.5.
Рассмотрим примеры внесения поправок на температуру электролита. Пример 1. Плотность электролита в аккумуляторе, измеренная ареометром при температуре электролита 42 °С, равна 1,26 г/см3. Какую поправку нужно внести к показаниям ареометра для приведения плотности электролита.к исходной температуре? Какова будет приведенная плотность?
По табл. 6.3 температуре 42 °С соответствует поправка 0,01 г/см3. Ответ; 1,26 + 0,01 = 1,27 г/см3.
При отсутствии таблицы поправка рассчитывается так;
(42-25)∙0,0007=0,0119 г/см3.
Ответ: 1,26 +0,0119= 1,2719 =1,27 г/см3
Пример 2. Плотность электролита в аккумуляторе, измеренная ареометром при температуре электролита О °С, равна 1,29 г/см3. Какую поправку нужно внести к показаниям ареометра? Какова будет приведенная плотность?
По табл. 6.3 температуре О °С соответствует поправка 0,02 г/см3. Ответ: 1,29 -0,02 -1,27 г/см3.
Рассчитанная поправка (0 -25)∙0,0007 = - 0,0175 г/см3 .
Ответ: 1,29-0,0175 = 1,2725 = 1,27 г/см3.
Необходимо иметь в виду, что при температуре электролита выше 30 °С величина поправки прибавляется к фактическому показанию ареометра. При температуре электролита ниже 20 °С величина поправки вычитается из фактического показания ареометра. Когда температура электролита при измерении плотности находится в пределах 20 - 30 °С, поправка на температуру не вводится. Для получения электролита требуемой плотно обходимо пользоваться данными табл. 6.5.
Уровень электролита в аккумуляторе замеряют при помощи стеклянной трубки диаметром 5 - 6 мм с делениями (рис. 6.17). Уровень электролита должен быть на 10 - 15 мм выше предохранительного щитка.
Перед заливкой электролита в новые аккумуляторы их поверхность очищают от пыли и материалов смазки. Разгерметизируют, удаляя выступы на пробках, и прочищают вентиляционные отверстия. Электролит заливают в аккумулятор через заливное отверстие тонкой струйкой.
Не ранее чем через 20 мин и не позже чем через 2 ч после заливки электролитом проводят замер плотности электролита. Плотность не должна понизиться более чем на 0,003 г/см3 против плотности заливаемого электролита.