Под сульфитациейпонимают процесс образования сульфата свинца PbSO4 в пластинах аккумулятора. При разряде кислотных аккумуляторов естественно и обязательно образование сульфата свинца на положительных и отрицательных пластинах.
Сущность ненормальной, или крупнокристаллической, сульфатации заключается в том, что при определенных условиях мелкокристаллическая структура сульфата свинца превращается в крупнокристаллическую. Одновременно сильно возрастает количество сульфата свинца.
В результате этого закупориваются поры пластин, и прекращается доступ электролита в них, значительна повышается внутреннее сопротивление, могут возникнуть большие местные механические напряжения, коробятся, а иногда и разрываются пластины, активное вещество выпадает из пластин.
Ненормальная сульфатация приводит к снижению емкости, а глубокая сульфатация - к полной потере ее и порче аккумулятора.
Причины ненормальной сульфатации:
· систематические глубокие разряды малыми токами до напряжения ниже 1,75 В;
|
|
· систематический неполный заряд;
· систематические заряды большими токами;
· повышенная плотность электролита;
· повышенная температура и загрязнение электролита;
· заряд до напряжения, которое ниже напряжения конца разряда.
Ненормальная сульфатация аккумулятора проявляет следующие признаки при заряде:
· раннее начало выделения газов и "кипение" электролита;
· быстрое повышение температуры электролита;
· пониженная плотность электролита и очень медленное ее увеличение.
При разряде аккумулятора ненормальная сульфатация также проявляет
ряд признаков, основные из которых:
· значительное уменьшение, а иногда и полная потеря емкости вследствие закупорки пор активной массы пластин;
· снижение разрядного напряжения против нормального на 0,1 - 0,3 В на один аккумулятор;
· понижение плотности электролита;
· понижение температуры электролита.
Ненормальная сульфатация может быть предупреждена.
Для профилактики её появления необходимо:
- регулярно проводить испытания аккумуляторов в процессе контрольно-тренировочного цикла;
- не допускать глубоких разрядов, а по возможности разряжать аккумуляторы на величину не более 50 % их емкости летом и не более 25 % зимой;
- не оставлять аккумуляторы в разряженном состоянии более чем на 24 ч;
- следить и поддерживать нормальные уровень и плотность электролита.
Для устранения ненормальной сульфатации применяют заряд аккумулятора в дистиллированной воде, который осуществляют следующим образом.
Засульфатированный аккумулятор разряжают номинальным током до напряжения 1.8 В. Затем сливают электролит и заливают дистиллированную воду, дают постоять один час и включают под заряд. Величину зарядного тока подбирают таким образом, чтобы напряжение не превышало 2,3 В.
|
|
По мере растворения сульфата свинца плотность электролита повышается, увеличивается зарядный ток. Величину его ограничивают так, чтобы температура электролита не превышала +40 °С. Когда плотность электролита достигнет 1,12, устанавливают зарядный тек, который равен 0,2 номинального, и продолжают заряд до достижения постоянства плотности электролита и напряжения при равномерном выделении газов.
Короткие замыкания. Коротким замыканием в аккумуляторе называется электрическое соединение пластин различной полярности, в результате которого через место соединения начинает проходить ток, разряжающий аккумулятор. Следствия незамеченного короткого замыкания - глубокий разряд, ненормальная сульфатация, повреждение пластин (коробление, разрывы), а также преждевременный выход из строя аккумулятора.
Причины внутренних коротких замыканий в аккумуляторах:
- соприкасание пластин различной полярности вследствие коробления положительных пластин;
- большое количество осадка (шлама) на дне бака;
- дендриты (древовидные наросты) губчатого свинца, способные повредить сепараторы и замкнуть пластины. Они образуются на верхних кромках отрицательных пластин при систематическом перезаряде и применении больших токов заряда;
- посторонние токопроводящие предметы, попадающие в аккумулятор по небрежности обслуживающего персонала.
Для обнаружения и устранения повреждения в стартерных и других переносных, аккумуляторных батареях необходимо разобрать аккумулятор с внутренним замыканием, удалить осадок, заменить старые сепараторы новыми и устранить дендриты.
В случае короткого замыкания через осадок на дне производят удаление его вместе с электролитом, промывают бак и заполняют свежим электролитом.
Отстающие аккумуляторы. Состояние всех аккумуляторов в батарее должно быть одинаковым. В исправной батарее разница в плотности электролита не должна превышать 0,01 г/см3, а напряжения - 0,1 - 0,2 В. Однако в процессе эксплуатации отдельные аккумуляторы ведут себя по-разному и среди них появляются отстающие. Отставание аккумулятора проявляется в снижении плотности электролита более чем на 0,01 г/см3 по сравнению с остальными аккумуляторами,, в уменьшении напряжения, в более позднем и слабом выделении газов при заряде и снижении отдаваемой емкости при разряде. Количество отстающих аккумуляторов должно быть не более 5 % общего числа торов в батарее.
Отстающие аккумуляторы ограничивают емкость всей батареи. При обнаружении в ней отстающих аккумуляторов разряд должен быть прекращен, ибо дальнейшее его продолжение повлечет за собой глубокий разряд и даже переполюсовку пластин отстающих аккумуляторов.
К причинам такого отставания относятся ненормальная сульфатацил, короткие замыкания, повышенный саморазряд и вредные примеси в электролите.
Диагностика отстающих аккумуляторов проводится следующим образом. В конце заряда, когда наблюдаются все признаки окончания заряда, произодят замер плотности электролита во всех аккумуляторах. Аккумуляторы с пониженной плотностью электролита на 0,01 г/см3 и более берут на заметку. Затем батарею разряжают номинальным током в течение 10 - 15 мин. После этого ее вновь включают на заряд током, который равен 0,25 номинальною, и наблюдают за "кипением" электролита. В отстающих аккумуляторах "кипение" начинается позднее и выражено слабее. Если разница в плотности электролита в отмеченных и остальных аккумуляторах в конце заряда не уменьшилась, то совокупность всех этих признаков дает основание считать отмеченные аккумуляторы отстающими. Определив отстающие аккумуляторы нужно выявить и устранить причины отставания, а только после этого приступать к "лечению".
|
|
Если отстающих аккумуляторов один или два, то их следует подзарядить отдельно от остальных аккумуляторов батареи.
Переполюсовка аккумуляторов. Если отстающий аккумулятор своевременно не обнаружен и остается включенным в цепь разрядного тока вместе с исправными аккумуляторами, то он может достигнуть состояния конца разряда, в то время как другие еще будут оставаться заряженными. Так как батарея продолжает работать в режиме разряда, то разрядный ток в отстающем аккумуляторе действует на пластины как зарядный. В результате, на отрицательных пластинах образуется двуокись свинца, а на положительных губчатый свинец. Происходит изменение полярности (переполюсовка) пластин на противоположные знаки.
При нормальном заряде переполюсованный аккумулятор не исправляется, а при последующем разряде состояние аккумулятора ухудшается.
Следствием переполюсовки пластин является образование в пластинах смеси частиц двуокиси свинца и губчатого свинца, которые создают множество коротко замкнутых микроэлементов. В результате, усиливается саморазряд и возникает ненормальная сульфатация пластин. Активные вещества разбухают, выпадают из ячеек, а при глубокой переполюсовке происходят коробление пластин и разрыв решеток.
Характерный признак переполюсованного аккумулятора - снижение напряжения батареи на 4 В.
Самый верный способ предупреждения переполюсовки - не допустить отставания отдельных аккумуляторов в батарее.
Для устранения неисправности при обнаружении в батарее переполюсованного аккумулятора его нужно любым способом вывести из цепи батареи. С помощью подзарядного устройства дать ему серию зарядно-разрядных циклов, которые необходимо проводить до тех пор, пока емкость не будет доведена до номинальной величины.
В табл. 6.8 указаны основные неисправности аккумуляторных батарей, причины и способы их устранения.
|
|