Форма: познавательная ролевая игра.
Возраст участников: 13–15 лет.
Педагогические задачи: познакомить ребят с правами и обязанностями ребенка и вожатого в лагере; научить видеть последствия своих действий, научить ответственности за свои поступки.
Необходимое оборудование и оформление: 5 экземпляров Устава лагеря, карточки с описанием проблемных ситуаций, 5 ручек, 5 листов.
Краткое описание:
1. Вступительное слово вожатого. Обсуждение вопроса: чем отличаются права человека от его обязанностей?
2. Работа по 4 группам. Знакомство с Уставом ВДЦ «Орленок», зафиксированными в нем правами и обязанностями ребенка и вожатого:
– группа № 1 изучает права ребенка;
– группа № 2 изучает права вожатого;
– группа № 3 изучает обязанности ребенка;
– группа № 4 изучает обязанности вожатого.
3. Введение в игру. Каждый из нас порой хотел бы повернуть время назад и исправить некоторые свои жизненные ошибки или заглянуть в будущее и узнать, правильно ли он поступил. Сегодня у вас есть такая возможность. С помощью «машины времени» мы попадем в любой временной промежуток и сможем проанализировать увиденное.
|
|
4. Игровая разбивка на 5 групп. Объяснение правил игры:
Каждая группа – это «Кнопки машины времени»:
– нажимая на «кнопку № 1», мы узнаем, что будет сейчас;
– «кнопку № 2» – что будет через час;
– «кнопку № 3» – что будет через неделю;
– «кнопку № 4» – что будет через годы;
– «кнопку № 5» – что будет в конце жизни.
Каждая кнопка имеет 2 функции:
– 1 функция (половина группы) – разбирает ситуации с точки зрения прав ребенка и вожатого;
– 2 функция (другая половина группа) – с точки зрения обязанностей ребенка и вожатого.
Участник группы №1 вытягивает карточку с описанием проблемной ситуации, зачитывает ее. Все группы обсуждают ситуацию.
Участник группы №1 выбирает кнопку, на которую он хотел бы нажать, чтобы представители этой группы познакомили всех участников игры с решением проблемной ситуации в соответствии со своим временным периодом.
Ответивший участник выбирает следующую кнопку и т.д., чтобы высказались представители всех групп.
Представитель группы №1 комментирует решения других «кнопок» и дает свой вариант решения.
Все группы отвечают на вопросы ведущего игры: «Почему ты принял такое решение? Что тобой двигало: принцип, правило?»
Обсуждение следующей ситуации. Все действия повторяются.
5. Подведение итогов игры. Насколько ребята усвоили права и обязанности детей, зафиксированные в Уставе Центра.
Варианты ситуаций:
– «Я очень хотел (а) поесть чипсы, поэтому убежал в магазин через дорогу, так как заранее знал, что вожатый мне не разрешит».
|
|
– «Вожатая обнаружила у меня складной нож и забрала его».
– «Ко мне на выходные приехали родители и привезли целый пакет сладостей, но врачи и вожатые запретили их есть».
– «Сегодня ночью, пока не было вожатых, мы так веселились! Дрались подушками, измазали все шторы и двери пастой. Еще и девчонок соседнего домика напугали».
– «Я очень хотела купаться, и вожатый разрешил мне сделать это в тихий час».
«Что в имени тебе моем»