Правильное установление норм времени на выполнение технологических операций – одно из важнейших условий успешной разработки последующих разделов курсового проекта. При определении норм времени на выполнение маневровых операций рекомендуется пользоваться методом расчетных параметров [3, 5].
Вначале необходимо установить затраты времени на уборку поездных локомотивов из парка приема от поездов обоих направлений и на подачу их в парк отправления под четные и нечетные поезда. Затем определяются нормы времени на операции горочной технологии. Нормирование операций необходимо иллюстрировать схемами выполнения маневров, указывая в необходимых случаях длины выполняемых полурейсов.
Нормирование продолжительности окончания формирования поездов – наиболее трудоемкая и ответственная часть данного раздела. Начинается она с выбора возможных рациональных вариантов (схем) окончания формирования одногруппных, двухгруппных и сборных поездов. При этом следует исходить из того, чтобы принятые схемы обеспечивали как минимальный, так и максимальный уровни загрузки горки работой по окончанию формирования поездов. На рисунке 3.1 в качестве примера представлены возможные технологические схемы окончания формирования поездов для станции А. Так, одногруппные поезда предусмотрено формировать по двум схемам: в схеме № 1 вся работа выполняется на вытяжном пути, в схеме № 2 в окончании формирования поездов участвует горка, причем фиксируется доля состава , в котором все перестановки выполняются со стороны горки. Для двухгруппных поездов используются три схемы: схема № 3 предусматривает окончание формирования только со стороны вытяжного пути, схема № 4 – двустороннее формирование состава с соединением групп со сторону вытяжек, схема № 5 – также двустороннее формирование при соединении групп со стороны горки. Для сборных поездов используются две возможные схемы, в которых вся работа по сортировке и сборке вагонов выполняется либо на вытяжке (схема № 6), либо на горке (схема № 7).
В курсовом проекте по указанию преподавателя набор возможных схем может быть иным. На всех схемах надписываются затраты времени на окончание формирования на горке () и вытяжке(), а также затраты времени на весь цикл операций на вытяжках . На рисунке 3.1 показана примерная продолжительность этих операций. В проекте могут получаться другие затраты времени в зависимости от заданных значений числа расценок , количества вагонов в составе и других параметров. Нормирование продолжительности операций производится в соответствии с литературой [3, 5]. Основные расчетные формулы представлены в таблице 3.1.
В таблице 3.1 использованы следующие условные обозначения:
, – продолжительность окончания формирования на вытяжке и на горке;
– затрата времени на расстановку вагонов в составе в соответствии с требованиями ПТЭ;
– число вагонов в формируемой части состава;
– число сортируемых с горки вагонов в расчете на один отправленный поезд своего формирования;
, – число вагонов в головной и хвостовой частях формируемого двухгруппного поезда;
, – среднее число расценок в соответствующей части двухгруппного поезда;
– число отцепов в сборном поезде;
, – продолжительность сортировки и сборки вагонов сборного поезда;
– количество вагонов, переставляемых на путь сборки формируемого состава;
– число поездных групп (число станций, на которые следуют вагоны в сборном поезде);
, , , – продолжительность холостого заезда локомотива с горки в сортировочный парк, груженого выезда, короткого надвига и роспуска вагонов сборного поезда;
– скорость роспуска вагонов с горки, определяемая в зависимости от среднего числа вагонов в отцепе.
При нормировании времени окончания формирования следует иметь в виду, что:
1) число расценок р о принимается равномерно распределенным по составу, поэтому в каждой части состава количество расценок пропорционально числу вагонов в этой части состава;
2) количество вагонов в сборном поезде отличается от составов других поездов.
Таблица 3.1 – Основные формулы для нормирования продолжительности окончания формирования поездов
№ схемы | На горке | № формулы | На вытяжке | № формулы | Примечание | |
– | (3.1) | Параметры В и Е берутся из литературы [3] или [5 ] при | ||||
(3.2) | ||||||
(3.3) | ||||||
(3.4) | Формулы (3.1) (3.2), (3.3), в которых: | Параметры В и Е находятся в зависимости от | ||||
(3.5) | ||||||
(3.6) | ||||||
– | Формулы (3.1), (3.2) | Параметры В и Е находятся в зависимости от , а Ж и И – в зависимости от | ||||
(3.7) | ||||||
(3.8) | ||||||
(3.9) | ||||||
(3.10) | ||||||
Формулы (3.4) и (3.5) с заменой α на α1 | Формулы (3.1), (3.2) | |||||
(3.11) | ||||||
Формула (3.4), в которой | Формулы (3.1) (3.2), (3.3) при | Параметры В и Е берутся при | ||||
(3.12) | ||||||
(3.13) | ||||||
(3.14) | ||||||
(3.15) | ||||||
(3.16) | ||||||
Формулы (3.12), (3.14) | ||||||
(3.17) | ||||||
(3.18) |
Помимо перечисленных параметров в этом разделе нормируется также продолжительность перестановки сформированного состава в парк отправления:
, (3.19)
где – коэффициент, учитывающий время, необходимое для изменения скорости движения локомотива на 1 км/ч при разгоне и время, необходимое для изменения скорости движения локомотива на 1 км/ч при торможении, = 0,0407 мин/(км/ч); – коэффициент, учитывающий дополнительные изменения скорости движения, приходящееся на один вагон в маневровом составе на 1 км/ч при разгоне и дополнительное изменение скорости движения, приходящееся на один вагон в маневровом составе, на 1 км/ч при торможении, = 0,0017 мин/(км/ч); – число вагонов в маневровом составе; – допустимая скорость движения при маневрах, км/ч; – длина полурейса, м.
Определяется также время возвращения локомотива из парка отправления в СП. Задержки по враждебности можно взять от 3 до 5 мин. После этого определяется цикл локомотива по окончанию формирования состава:
(3.20)
Нормирование операций по каждой схеме завершается составлением технологического графика, последовательности и продолжительности этих операций по форме, представленной на рисунке 3.2.
Наименование операций | Время в мин | ||||
5 10 15 20 | |||||
Окончание формирования на горке | 2,0 | ||||
Окончание формирования на вытяжке | 7,1 | ||||
Перестановка в ПО (с учетом простоя по враждебности маршрутов) | 8,5 | ||||
Возвращение локомотива (с учетом простоя по враждебности маршрутов) | 8,0 | ||||
Общий цикл операций на вытяжке | 23,6 |
Рисунок 3.2 – Технологический график окончания формирования одногруппного поезда
В результате разработки и нормирования всех схем составляется сводная таблица норм времени на маневровую работу по окончание формирования поездов (таблица 3.2).
Таблица 3.2 – Сводная таблица продолжительности окончания формирования поездов
№ схемы | Категория поезда и технология окончания его формирования | Нормы времени, мин | ||
на окончание формирования | цикл локо мотива на вытяжке, Т оф | |||
на горке t офг | на вытяжке t офв | |||
Одногруппный поезд формируется на вытяжке | - | 9,4 | 25,9 | |
Одногруппный поезд формируется на горке и на вытяжке | 2,0 | 7,1 | 23,6 | |
Двухгруппный поезд формируется на вытяжке | - | 22,3 | 38,8 | |
Двухгруппный поезд формируется с двух сторон, соединение групп производится со стороны вытяжки | 2,4 | 14,8 | 31,3 | |
То же, но соединение групп производится со стороны горки | 6,8 | 4,7 | 21,2 | |
Сборный поезд формируется на вытяжке | - | 41,8 | 58,3 | |
Сборный поезд формируется на горке | 25,3 | - | 16,5 |