Убытки могут быть у тех АТП, которые на своем балансе содержат объекты социального назначения:
· ЖКХ;
· Детсады;
· Профилактории;
· Медицинские центры;
· Учебные заведения.
Остаточная прибыль определяется:
Пост = Пб – Нприб – Бк – Ппрочоб, руб.
где
Нприб – налог на прибыль (35%);
Бк – плата за банковский кредит, руб;
Ппрочоб – прочие обязательные платежи (налоги), руб.
Налогооблагаемая прибыль:
В тех случаях, когда предприятие не пользуется льготами по налогу, налогооблагаемая прибыль равна балансовой прибыли:
Пналог = Пб
Для предприятия, которое пользуется льготами по налогообложению, Пналог определяется в виде разницы между балансовой прибыли и суммой прибыли, не облагаемой налогом:
Пналог = Пб(общ) – Пнеоблаг, руб.
В 2002 году многие льготы были отменены.
Вопрос 2. Рентабельность предприятия.
Рентабельность – это второй результирующий показатель работы предприятия.
Рентабельность рассчитывается только для тех предприятий, которые имеют финансовый результат прибыль. Если финансовый результат предприятия убытки, то такое предприятие является нерентабельным, и показатели рентабельности по нему не рассчитываются.
|
|
Различаю следующие виды рентабельности:
Общая рентабельность - показывает сумму прибыли в %, получаемую предприятием с 1 рубля стоимости основных и оборотных средств:
.
Рентабельность перевозок - показывает сумму прибыли в %, получаемую предприятием с 1 рубля затрат на автоперевозки:
Нормативная рентабельность перевозок составляет 35%, это означает что АТП должно получать не менее 35 копеек прибыли с 1 рубля затрат на автоперевозки. Нормативная общая рентабельность составляет 24%, это означает, что АТП должно получать не менее 24 копеек прибыли с 1 рубля вложенных основных и оборотных средств.
Тема 3.4. «Показатели повышения экономической эффективности автотранспортного предприятия».
Изучив материал, Вы должны знать:
· основные показатели экономической эффективности;
Уметь
· рассчитывать основные показатели экономической эффективности и капитальных вложений.
Показателем экономического эффекта от внедрения новой техники и проведения организационно-технических мероприятий может быть годовая экономия по целому комплексу стоимостных и натуральных показателей.
В качестве основных показателей используются:
· капитальные вложения в новую технику и сроки их окупаемости;
· производительность труда рабочих до и после внедрения мероприятий или снижение трудоемкости выпускаемой продукции;
· экономия от повышения сохранности перевозимых грузов;
|
|
· себестоимость перевозок или продукции;
· ускорение оборачиваемости оборотных средств.
В дополнение к этим показателям могут быть использованы другие (вспомогательные) показатели. Для АТП это:
· ускорение доставки грузов или пассажиров;
· затраты эксплуатационных и других материалов на единицу транспортной продукции;
· улучшение сохранности продукции во время перевозки (сокращение потерь, сохранение пищевых качеств продуктов и др.);
· показатели условий труда и техники безопасности.
Для авторемонтных и автообслуживающих предприятий в качестве дополнительных показателей могут быть:
· выпуск продукции в рублях на 1 рубль капитальных вложений или с 1 м2 общей и производственной площади;
· затраты сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других материальных ценностей на единицу продукции;
· качество продукции, например пробег автомобилей после ремонта;
· показатели условий труда и техники безопасности.
В тех случаях, когда мероприятия нельзя оценить в достаточной степени натуральными и стоимостными показателями, могут использоваться и социальные показатели:
· оздоровление и облегчение условий труда;
· повышение безопасности труда;
· повышение культурного уровня трудящихся и др.
Окончательное решение вопроса об эффективности внедрения того или иного мероприятия принимается на основе экономического анализа стоимостных и натуральных показателей.
Одним из основных показателей эффективности внедрения новой техники является срок окупаемости капитальных вложений (Т).
,
где
К1, К2 –капиталовложение до и после внедрения мероприятия;
С1, С2 – результирующая себестоимость продукции (перевозок) соответственно до и после внедрения мероприятия;
Q – годовой объем перевозок после внедрения мероприятия.
Величиной, обратной сроку окупаемости, является коэффициент эффективности капитальных вложений Е, определяющий окупаемость капитальных вложений за год:
В заключение следует определить годовую экономию, полученную от внедрения новой техники, сопоставлением общей суммы затрат по внедряемому мероприятию с исходным вариантом при одинаковом объеме выполненной продукции (тонн, тонно-километров, капитальных ремонтов автомобилей или агрегатов и т.д.). В затраты по каждому варианту включаются суммы эксплуатационных затрат и капитальных вложений, приведенных к эксплуатационным расходам, а также экономия, полученная за счет снижения потребных оборотных средств. Годовой экономический эффект от внедрения новой техники:
С учетом возможности финансирования и практического осуществления каждого мероприятия устанавливается очередность внедрения мероприятия и сроки его выполнения.
Источниками финансирования внедряемого мероприятия могут быть:
· фонд развития производства;
· кредиты банка.
Средства фонда развития производства вносятся предприятиями на специальный счет банка. Для расходования этих средств предприятия представляют в банк необходимые документы, подтверждающие необходимость использования этих средств для целей технического развития производства. Для строительно-монтажных работ представляется проектно-сметная документация, утвержденная руководителем предприятия.
Если технических средств полученных из фонда развития недостаточно, банк предоставляет кредит на определенный срок. Кредит выдается при условии окупаемости затрат в течение установленных сроков за счет прибыли от внедрения мероприятия. Выданный кредит погашается из фонда развития производства.