Тарифы на автоперевозки

Уметь

· рассчитывать калькуляцию себестоимости работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава.

Вопрос 1. Понятие, состав, структура себестоимости транспортной продукции.

Себестоимость – затраты на производство и реализацию продукции, работ или услуг.

На автотранспортных предприятиях отдельно рассчитывают себестоимость автоперевозок, себестоимость текущего ремонта и себестоимость технического обслуживания.

Себестоимость автоперевозок – затраты, связанные с эксплуатацией подвижного состава.

Себестоимость текущего ремонта – затраты, связанные с проведением текущего ремонта.

Себестоимость технического обслуживания -затраты, связанные с проведением технического обслуживания.

Себестоимость автоперевозок включает в себя:

1. Змат – материальные затраты:

,

где

Зтоп – затраты на топливо, руб.;

Зсм – затраты на смазочные материалы, руб.;

Зш – затраты на автошины, руб.;

Ззч,м – затраты на запасные части и ремонтные материалы, руб.;

Зэнер – затраты на энергию, руб.

2. Зфот – затраты на оплату труда:

,

где

ЗПосн – основная заработная плата, руб.;

ЗПдоп – дополнительная заработная плата, руб.;

3. Зсв – затраты на страховые взносы:

,

где

% - процент отчислении на стразовые взносы. Сегодня принимается равным 36,7%;

4. За - амортизационные отчисления:

,

где

А1гр – амортизационные отчисления подвижного состава 1 группы, руб.;

А2гр - амортизационные отчисления подвижного состава 2 группы, руб.;

Апр - амортизационные отчисления прочих основных фондов, руб.

5. Зпр – прочие (общехозяйственные) расходы:

· на содержание административно-управленческого аппарата;

· на содержание подвижного состава хозяйственного назначения;

· канцелярские, почтовые, типографические, компьютерные расходы;

· на охрану труда и технику безопасности;

· на уплату части налогов, в т. ч. в дорожные фонды;

· на ремонт зданий, оборудования.

Таким образом общую сумму затрат на автоперевозки - Зобщпер можно рассчитать:

.

Себестоимость технического обслуживания включает в себя:

1. Зфот - затраты на оплату труда ремонтных и вспомогательных рабочих с учетом отчислений на страховые взносы, руб.;

2. Змат - затраты на ремонтные материалы, руб.;

3. Зобщхоз - общехозяйственные затраты. Включают в себя:

· затраты на содержание и ремонт производственных зданий, гаражно-ремонтного оборудования;

· затраты на водо и электроснабжение;

· затраты на отопление;

· затраты на технику безопасности и т.д.

Таким образом общую сумму затрат на техническое обслуживание - Зобщто можно рассчитать:

.

Себестоимость текущего ремонта включает в себя:

1. Зфот - затраты на оплату труда ремонтных и вспомогательных рабочих с учетом отчислений на страховые взносы, руб.;

2. Змат - затраты на ремонтные материалы, руб.;

3. Ззч – затраты на запасные части, руб.;

4. Зобщхоз - общехозяйственные затраты. Включают в себя:

· затраты на содержание и ремонт производственных зданий, гаражно-ремонтного оборудования;

· затраты на водо и электроснабжение;

· затраты на отопление;

· затраты на технику безопасности и т.д.

Таким образом общую сумму затрат на текущий ремонт - Зобщтр можно рассчитать:

.

Структура себестоимости показывает в % удельный вес затрат по каждой отдельной статье в общей стоимости и определяется:

· для себестоимости автоперевозок:

Сумма удельного веса по статьям должна быть равна 100%.

· для себестоимости технического обслуживания:

Сумма удельного веса по статьям должна быть равна 100%.

· для себестоимости текущего ремонта:

Сумма удельного веса по статьям должна быть равна 100%.

В настоящее время наибольший удельный вес в структуре себестоимости составляют, затраты материальные. Это связано с высокими ценами на материально-технические ресурсы.

Планирование себестоимости и фактический учет затрат осуществляется по каждому виду перевозок отдельно и по каждой отдельной статье себестоимости за исключением прочих (общехозяйственных) затрат.

Прочие планируются и учитываются в целом по АТП в виде годовой смены затрат, а затем распределяются по видам перевозок,по видам работ пропорционально или ФОТ или АЧэ.

Вопрос 2. Классификация статей затрат себестоимости автоперевозок.

В зависимости от изменения объемов перевозок затраты классифицируются на:

· прямые;

· косвенные.

Прямые затраты – это затраты, величина которых зависит от изменения объемов транспортной работы, т. е. будут возрастать объемы транспортной работы, увеличатся и прямые затраты и наоборот.

К ним относятся затраты на:

· материалы;

· оплату труда;

· страховые взносы;

· амортизационные отчисления.

Зпрям = Змат + Зфот + Зсв +За, руб.

Косвенные затраты – это затраты, величина которых не зависит от изменения объемов транспортной работы, так как эти затраты находятся в зависимости от мощности АТП. К ним относятся прочие расходы.

Зкосв = Зпр, руб.

Таким образом общую сумму затрат на автоперевозки - Зобщпер можно рассчитать:

Зобщпер = Зпрям + Зкосв, руб.

В зависимости от изменения общего пробега статьи затрат себестоимости делятся:

· переменные;

· постоянные;

· условно-постоянные.

Переменные затраты (Зпер) – это затраты, величина которых зависит от изменения общего пробега подвижного состава, т.е:

· при увеличение общего пробега – 3 пер. увеличиваются;

· при уменьшении общего пробега – 3 пер. уменьшаются.

К переменным затратам относятся: материальные затраты и амортизационные отчисления подвижного состава второй группы.

Зпер = Змат + А2гр, руб.

Постоянные затраты (Зпост) – это затраты, величина которых не изменяется при увеличении или уменьшении общего пробега подвижного состава. К ним относятся прочие затраты, амортизационные отчисления подвижного состава первой группы и прочих основных фондов.

Зпост = Зпр + А1гр + Апр, руб.

Условно-постоянные затраты (Зусл.пос) – это затраты, величина которых находится не в прямой зависимости от общего пробега подвижного состава, а в косвенной. К ним относятся затраты на оплату труда и страховые взносы.

Зусл пост = Зфот + Зсв, руб.

Таким образом общую сумму затрат на автоперевозки - Зобщпер можно рассчитать:

Зобщпер = Зпер + Зпост + Зусл пост, руб.

Для условий анализа результатов по автоперевозкам АТП рассчитывают:

· переменные расходы на 1 км пробега:

,

· постоянные и условно-постоянные расходы рассчитывают на 1 а-ч:

Вопрос 3. Понятие и расчет калькуляции себестоимости.

Калькуляция себестоимости – это расчет затрат на единицу транспортной или нетранспортной продукции.

Для каждого вида перевозок и работ калькуляцию себестоимости рассчитают отдельно. Для целей планирования и анализа калькуляцию себестоимости автоперевозок рассчитывают так же по каждой отдельной статье затрат.

Калькуляция себестоимости автоперевозок (С1ткм):

1. по видам перевозок:

· грузовые перевозки:

,

где

Р – грузооборот, ткм.

· пассажирские перевозки:

,

где

Р – пассажирооборот, пкм.

· таксомоторные перевозки:

,

где

Lплкм – платный пробег, км.

· почасовые перевозки:

.

2. по каждой статье затрат:

В сумме калькуляция по статьям затрат должна быть равна калькуляции себестоимости по виду перевозок:

С1ткм = С1ткммат + С1ткмфот + С1ткмсв + Сткмам + Сткмпр, руб.

Калькуляция себестоимости текущего ремонта:

Калькуляция себестоимости технического обслуживания:

,

где

Nто – количество технических обслуживаний, см. производственную программу по ремонту подвижного состава.

Вопрос 4. Факторы, оказывающие влияние на себестоимость.

На себестоимость оказывают влияние две группы факторов, которые взаимосвязаны между собой.

Внешние факторы (не зависящие от АТП):

1. цены на материально-технические ресурсы (подвижной состав, топливо, смазочные и ремонтные материалы, запасные части);

2. нормы амортизации;

3. тарифные ставки по заработной плате;

4. номенклатура перевозимых грузов;

5. природно-климатические условия;

6. размещение производительных сил;

7. материально-техническое снабжение;

8. состояние дорог.

Внутрипроизводственные факторы (зависят от АТП):

1. использование подвижного состава;

2. совершенствование и внедрение научной организации труда;

3. использование трудовых ресурсов;

4. соблюдение режима экономии материальных ресурсов;

5. совершенствование организации производства;

6. управление производством.

Вопрос 5. Пути снижения себестоимости.

Для лучшего функционирования предприятия необходимо искать пути снижения себестоимости. К ним относятся:

1. Лучшее использование подвижного состава:

· организация 1,5-2 смен работы АТП;

· рационализация методов перевозок грузов (увеличение коэффициента использования пробега);

· увеличение коэффициента выпуска автомобилей на линию;

· повышение коэффициента грузоподъемности подвижного состава;

· использование автопоездов;

· увеличение технической скорости автомобиля;

· сокращение времени простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой;

· внедрения достижений научно-технического прогресса (новые виды подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механизмов);

2. Организация труда, повышение производительности труда:

· введение научной организации труда;

· улучшение условий труда;

· материальная и моральная заинтересованность работников;

· совершенствование системы премирования;

· введение социальных соревнований;

· внедрение бригадной формы организации труда

· механизация и автоматизация трудовых процессов.

3. Экономное расходование материальных и финансовых ресурсов:

· рациональное и эффективное использование материальных и финансовых ресурсов;

· внедрение внутрихозяйственного расчета;

· совершенствование системы нормирования материально-технических ресурсов;

· совершенствование оперативного учета по расходу за материальными ресурсами;

· использование качественных материальных ресурсов.

Тема 3.2. «Понятие и расчет доходов предприятия».

Изучив материал, Вы должны знать:

· отраслевую особенность формирования доходов предприятия;

Уметь

· рассчитывать доходы предприятия.

Вопрос 1. Тарифы на автоперевозки.

Доходами называются денежные средства, получаемые предприятием за выполненные работы, услуги, произведенную продукцию, от заказчика или потребителя.

В настоящее время доходы всех типов АТП определяются как сумма доходов от работ транспортного и нетранспортного характера, а также от коммерческой деятельности.

При планировании доходов в бизнес-плане рассчитывают предполагаемую сумму доходов по каждому виду деятельности отдельно, а затем суммируют.

Для того, чтобы рассчитать доходы от конкретного вида деятельности нужно планируемый или фактический объем работ (количество продукции) умножить на тарифную плату или цену за единицу продукции, работ, услуг (рассчитанную на основе себестоимости).

Для автоперевозок предприятия основным производственным процессом являются перевозки грузов или пассажирских. Чтобы рассчитать доходы от автоперевозок, нужно знать объемы перевозок и тарифную плату за единицу транспортной работы.

Тарифы на автоперевозки.

Тарифная плата – это цена единицы транспортной работы.

В основе расчета тарифной платы находится себестоимость единицы транспортной работы и нормативная рентабельность:

Т1тр = С1тр + Крент*С1тр, руб.

Где

Т1тр – тарифная плата за единицу транспортной работы, руб.;

С1тр – себестоимость единицы транспортной работы, руб.;

Крент = 0,35 (35% нормативная рентабельность по автоперевозкам, которая позволяет покрыть расходы предприятия и получить прибыль).

Этот расчет является основой для расчета договорного тарифа за автоперевозки, которые в настоящее время наиболее часто применяются для расчета с заказчиками автоперевозок.

Кроме договорного тарифа предприятия используют и другие виды тарифов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: