Аэровзвеси воспламеняются и горят аналогично газопаровоздушным смесям. Следовательно, их пожарная опасность характеризуется такими же показателями, как и газовоздушных смесей, т. е. КПРП, МЭЗ, МВСК и т. д.
Однако следует отметить, что от газовоздушных смесей аэровзвеси отличает одна существенная особенность, а именно: частички пыли склонны к слипанию и осаждению (коагуляции). Поэтому при равных условиях с газовоздушной смесьюаэровзвесь имеет меньшую вероятность взрыва. Для воспламенения аэровзвеси потребуется более высокая энергия зажигания (на 2 порядка выше). Под воздействием ИЗ происходит воспламенение пыли в элементарном объеме, из которого образуется фронт пламени. Он распространяется по аэровзвеси с определенной скоростью, которая зависит от ряда факторов:
(5.3)
где s – коэффициент Стефана-Больцмана, Вт/(м2.К4);
Тэ – эквивалентная температура излучения, К;
С0 – объемная теплоемкость аэрозоля, Дж/(м-К);
Тв – температура воспламенения частиц, К;
Т0 – начальная температура, К.
Из уравнения (5.3) следует, что скорость распространения фронта пламени:
1) возрастает с уменьшением С0 и с повышением Т0;
2) обратно пропорциональна диаметру частиц аэровзвеси;
3) давление при взрыве и скорость его нарастания уменьшаются с увеличением размера пылинок. А также при увеличении размера пылинок резко возрастает НКПРП и уменьшается скорость распространения фронта пламени.
Опытным путем установлено, что скорость распространения пламени зависит от концентрации пыли, минимальная скорость достигается при концентрации, намного большей стехиометрической. Это свидетельствует о несовершенстве процесса горения пыли. Сгорают наиболее мелкие частицы, а остальные не успевают размножиться и лишь
обугливаются на поверхности;
4) скорость распространении пламени при горении пыли зависит от концентрации кислорода в воздухе. Максимальная скорость распространения пламени будет в чистом кислороде.
Характерной особенностью горения аэровзвеси является приближение параметров горения пыли в трубах или штольнях к режиму детонации.
Установлено, что при горении каменно-угольной пыли скорость распространение пламени равна 7 м/с, а скорость ударной волны – 38 м/с, скорость движения воздуха за ударной волной – 30 м/с, скорость сгоревших газов позади пламени – 5 м/с.
В условиях производства подобный механизм наблюдается при значительном отложении промышленной пыли, которая имеет высокую степень дисперсности. При небольшой локальной вспышке аэрогель быстро переходит во взвешенное состояние, что приводит к образованию вторичного, более сильного взрыва пыли. Взрывная ударная волна опережает фронт пламени, переводя во взвешенное состояние по пути движения все большее и большее количество пыли, подготавливая среду для распространения пламени. Взрывной эффект таким образом усиливается;
5) значительное изменение скорости распространения
пламени для таких пылей, как угольная, торфяная, древесная, зависит от содержания в них летучих веществ и золы
(негорючих компонентов). Увеличение летучих веществ
и снижение количества золы приводит к увеличению скорости пламени.