Теория государства и права в системе юридических наук

Сложность, многогранность, динамизм государства и права приводят к тому, что отдельные их стороны, аспекты изучаются многими юридическими науками. Систему юридических дисциплин можно подразделить на следующие группы:

1) историко-теоретические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений);

2) отраслевые науки (конституционное право, гражданское право, трудовое право, административное право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процессуальное право, гражданское процессуальное право и др.);

3) прикладные науки (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина и пр.); особое место занимает наука международного права.

Историко-правовые науки вплотную примыкают к теории государства и права, представляют ее своеобразное ответвление. Они тоже изучают государство и право в целом, историческое развитие политической и правовой мысли, но концентрируют внимание на фактической стороне. Достоянием предмета историко-правовых наук является лишь то, что осталось в прошлом. Поэтому теория государства и права использует выводы и достижения исторических наук, исторический материал как опорные, базовые. Самая большая группа — отраслевые юридические науки, в которых происходят наиболее существенные изменения. Предметная, содержательная и понятийная взаимосвязь теории государства и права с отраслевыми науками не вызывает сомнений. По отношению к ним теория государства и права выступает как обобщающая, синтезирующая наука. Во-первых, она изучает государство и право в целом, выясняет общие закономерности их возникновения, развития и функционирования. Предмет же любой отраслевой науки задан границами определенных общественных отношений, рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук вопросы (учение о правоотношениях, правонарушениях, юридической ответственности, правопонимании и др.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции. Без ее выводов, научных категорий отраслевые науки обойтись не могут.

Значительно меньше теория государства и права взаимосвязана с прикладными науками. Это обусловлено тем, что последние не в полной мере относятся к юридическим наукам, поскольку включают в свое содержание данные естественных, технических и других наук. Например, судебная медицина — использование медицинской науки в судебной деятельности, а криминалистика опирается на достижения технических наук.

Поляков, Тимошина:

В развитии научного знания можно выделить 3 периода: 1) классический (17-19 вв), 2) неклассический (к.19-сер 20 вв), 3) постнеклассический период

Классическому периоду способствовали две научные революции 17 в и к.18-пер.пол.19 в. Согласно классическому типу научной рациональности окружающий мир как объект научного познания трактовался как механический упорядоченный и линейно развивающийся. Окружающий мир устроен как часы: однажды заведенные искусным механиком – Богом – они идут по законам механики. Как простую механическую систему рассматривали не только физические, но и биологические и социальные объекты. Мир мыслился как абсолютно доступный для рационального познания. Субъект в акте научного познания находится вне познаваемого им объекта и не оказывает на него никого влияния. Гарантия объективности научного знания – состоит в том, что субъект должен действовать как чистый разум., исключив субъективность. Считалось, что объективная абсолютная истина существует сама по себе, как объективная реальность.

В к.19-нач.20в происходит 3-я научная революция, результатом которой стало возникновение неклассического типа научной рациональности. Здесь видение объекта усложняется. Объектом научного познания являются большие самоорганизующиеся системы, в развитии которых присутствуют не жесткие причинно-следственные связи, а вероятностные закономерности, что обусловлено неупорядоченным характером взаимодействия элементов системы. Сложность объекта ограничивает возможность его исчерпывающего рационального описания и объяснения. Теперь субъект познания рассматривается уже не как дистанцированный от изучаемого объекта, а как находящийся внутри объекта как сложной системы.

В последней трети 20 в под влиянием новых естественно-научных открытий начинает формироваться современный постнеклассический тип научной рациональности. Сейчас объект представляет собой сложные самоорганизующиеся и саморазвивающиеся системы, включающие человека. Таким системам присуща иерархия уровней организации элементов, способность порождать в процессе развития новые уровни. Каждый новый уровень оказывает воздействие на ранее сложившийся, в результате чего меняется вся система. Исследователю необходимо знать пределы вмешательства в систему при ее исследовании, иначе в случае нарушения границ, возможно изменение и даже нарушение системы. В акте научного познания учитывается субъективность субъекта, оказывающая влияние на результаты исследования.

Структуру современного научного знания образуют 2 типа наук: 1) естественные или науки о природе и 2) социально-гуманитарные или науки о духе, объектом исследования которых является человек и общество. Такое деление было предложено немецким философом Дильтеем, впоследствии нем фил-фы Виндельбанд и Риккерт провели различие между естественно-научным и социально гуманитарным типами знания на основании используемых методов. Естествознание использует номотетический метод (греч. Nomos – закон, tetio - устанавливаю), а для социального-гуманитарного познания характерен идиографический метод (греч. Idios – особенные, необычный, grapho – пишу), т.е. описывающий единичное, индивидуальное. Естествознание ставит целью выявление и формулировку общих законов, выражающих устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями; гуманитарное познание видит свою цель в фиксации и объяснении конкретных единичных фактов. Другими словами наукам о природе присущ обобщающий метод, с помощью которого исследователь отбирает из многообразия природы лишь повторяющиеся факты, свидетельствующие о наличии постоянных связей. Науки о духе используют индивидуализирующий метод, фиксирующий единичные явления. В различные эпохи наука в зависимости от типа рациональности, использует разные методы. Классическая наука использует обобщающий метод, она нацелена на поиск единого, универсального закона бытия. Идея индивидуального и неповторимого отвергалась, объявлялась прерогативой гуманитарного (тогда ненаучного) знания. Номотетический метод считался пригодным для изучения человека и общества.

Различие между естественно-научным и социально-гуманитарным типами знания обусловлены, во-первых, спецификой объекта научного исследования, во-вторых, отношением познающего субъекта к познаваемому объекту, в третьих, методологией исследования.

  1. Природа как объект естественнонаучного познания не создается человеком, не нуждается в нем для своего бытия и существует независимо от его воли и сознания. Т.е. природа представляет собой объективную реальность. Общество, как объект социально-гуманитарного познания, создается самим человеком в процессе взаимодействия с другими людьми. В процессе взаимодействия рождаются социально значимые институты, которые начинают восприниматься человеком как обладающие свойством объективности. Т.о. объектом классического естественнонаучного познания выступает природа как объективная, без-человечная реальность; объектом познания социально-гуманитарных наук явлется общество как субъективно-объективная реальность, т.е. с 1 ст, создаваемая человеком, с др ст., - объективная реальность, осознаваемая человеком в качестве противостоящей ему.
  2. В классическом естествознании отношение ученого и объекта исследования характеризуется определенной дистанцией между ними. Ученый противостоит миру наблюдаемых объектов, на которые он воздействует, он наблюдает за ними со стороны, не являясь их частью. В социально-гуманитарных науках ученый не дистанцирован от объекта исследования. Исследователь сам является участником, включен в объекты и процессы, которые он изучает. Научное наблюдение осуществляется изнутри познаваемого объекта (общества, государства…) Соответственно идеология исследователя оказывает влияние на выбор исследуемых проблем и результаты. Т.о. естестеннонаучное познание характеризуется дистанцированностью субъекта от объекта, а социально-гуманитарное познание – включенность субъекта в познаваемый объект. Кроме того отношение между субъектом и объектом в классическом естествознании является монологическим (объект пассивно поддается активному познанию субъекта), а в социально-гуманитарных науках – диалогическое (познавательная активность субъекта связана активностью объекта).
  3. Для естествознания важнейшим является обобщающее объяснение повторяющихся фактов, для обществознания – различающее понимание социальных явлений (всегда носит индивидуальных характер

В неклассической и постнеклассической науке было снято жесткое разделение между естественнонаучным и гуманитарным типами знания. В рамках синергетики (ведущего направления постнеклассической науки) создается возможность междисциплинарного диалога.

ТГП – это социально-гуманитарная наука. Трактовка предмета этой науки определяется типом научной рациональности и типом правопонимания. В классическом типе научной рациональности познаваемый предмет интерпретировался как простая статичная механическая система, в которой действуют жесткие причинно-следственные закономерности. В качестве такой системы рассматривалось классической наукой и право: система законодательных норм – в правовом этатизме, система естественных прав – в юснатурализме, система правовых отношений – в социологическом варианте правопонимания. В неклассической науке предмет научного познания рассматривается как сложная, самоорганизующаяся система, в развитии которой присутствуют вероятностные закономерности, обусловленные неупорядоченным взаимодействием элементов. Право начинает трактоваться как система правовых норм и правовых отношений. В постнеклассическом типе научной рациональности предмет науки понимается как исторически развивающаяся, самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система. Современная постнеклассическая теория права развивается как междисциплинарное знание. ТГП связана с другими гуманитарными (науки о человеке, изучающие его духовную сторону) и социальными науками (изучают социально-исторические закономерности, действующие в обществе и определяющие поведение людей). Наиболее тесная связь с философией, социологией, психологией, историей, семиотикой, лингвистикой, синергетикой, политологией и т.д.

Лекции дневников (предположительно Капустиной):

Наука – это сфера человеческой деятельности, она направлена на производство и систематизацию знаний. Наука вырабатывает и теоретически систематизирует новые знания о природе, обществе, мышлении. Наука включает в себя не только знания ученых, но и методы исследовательской деятельности, систему понятий и знаний. Сами знания о юридической действительности были с того момента, когда эта юридическая действительность формировалась, но наука возникла позже, а еще позднее ТГП. Принято считать, что юриспруденция возникла в Др. Риме. В 253 г. до н.э. Тиберий Корунканий стал в присутствии учеников разбирать юридические вопросы, т.е. с этого момента начинается публичное обучение юриспруденции. Но понятия не обсуждались. Студены решали практические вопросы. В Др.Риме возникла юридическая деятельность, но юриспруденция еще не стала наукой, не сложилось понятийной системы.

В эпоху позднего Средневековья юриспруденция получила новый импульс. 12 век – называют юридическим веком. В к.11в. в Италии возникают первые Университеты. Юридические знания становятся значимыми в глазах общества и начинается системное преподавание юриспруденции.

В новое время происходит дифференциация юриспруденцнии, возникают самостоятельные отрасли права, складываются теория ГП, УП. Общеюридические вопросы до начала 19 века были предметом философии права.. Общая теория права, как самостоятельная наука формируется в 19 в.

ТГП тесно была связана с до. Гуманитарными науками, где основной объект – человек, достоинство человека, его право и свободы). Общественные науки изучают общество в целом, общественные отношения, социальные институты, общественно сознание… Т.о. ТГП – это компонент сложной и целостной системы знаний об обществе и человеке. Все общественные науки затрагивают вопросы о гос-ве и праве, поэтому все социальные науки взаимодействуют с ТГП.

Философия включает отологию (наука о бытие), гносеологию (науку о познании), аксиологию (науку о ценностях), праксиологию (науку о практической деятельности). Философия изучает наиболее общие закономерности общественного развития и закономерности, которые относятся к государству и праву. Философия – теоретическая база и методологический ориентир для ТГП. Социология права занимается проблемами управления социальной жизни, которое осуществляться посредством государства и права. Социология изучает генезис права и государства, функциональное назначение государства и права.

История исследует развитие гражданского общества, изучает конкретные формы и опыт государственной жизни разных народов, но история не делает обобщающих выводов, она изучает прошлое. Политология изучает политические процессы, политическую систему общества и разных народов, политика тесно связана с гос-вом и правом. Но политология не охватывает всех сторон государственной действительности. Предмет политологии – политическая власть, распределение этой власти в обществе, проблема легитимности власти, проблема взаимоотношений властвующих и подвластвующих, стабильность и изменчивость гос форм, т.е. искусство гос управления.

В системе юридических наук ТГП называют общей теорией. Группы юридических наук: 1) историко-теоретические, 2) отраслевые 3) прикладные

Историко-теоретические науки изучают прошлое. ТГП использует материал этих наук как базовый. Исторические науки объясняют ход гос-прав действительности, она предстает в хронологической последовательности. Сами ист-теорет науки при изучении правовых форм разных народов используют понятия, которые выработала ТГП. ТГП делает свои выводы на основе анализа конкретных исторических фактов, имеют большое значение исторические юридические источники. То, что в рамках исторических наук обособляется весь исторических материал, позволяет освободить ТГП от постоянного воспроизведения исторических фактов.

Все отраслевые науки руководствуются общими понятиями, которые вырабатывает ТГП. Отраслевые юридические науки занимаются исследованием какой-то одной отрасли права. Предмет любой отраслевой науки зада границами определенных общественных отношений, которые являются предметом отрасли, а ТГП занимается общими закономерностями гос-ва и права для всех отраслевых наук. ТГП выступает наукой обобщающей, определяющей общие и специфические закономерности гос-прав явлений. Т.о. по отношению к отраслевым наукам ТГП выступает а) как обобщающая, синтезирующая наука, т.к. ТГП исследует общие для всех отраслей наук вопросы правоотношений, нарушений; б) как методологическая, направляющая наука при разработке отраслевыми науками специальных проблем в рамках предмета этой науки: понятие юридической ответственности.

ТГП разрабатывает и формулирует основные теоретические понятия юриспруденции (категории), ТГП вырабатывает понятия: гос-во, органы гос-ва, правосознание, источник права, норма права, понятие субъективного права, юридические обязанности…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: