Теория естественного права (20 век)

Учение о естественном праве 20 века опирается на различные доктрины – томизм, неокантинианство, экзистенциализм и др. Естественное право не рассматривается более как совокупность незыблемых предписаний. Появляется теория «возрожденного естественного права» (нач. 20в).

Неотомисты (Ж.Маритен (1882-1973), В. Катрайн) возводят свое понимание естестественного права к философии Фомы Аквинского. Маритен стремился выработать интегральную концепцию, сочетая представления о божественном происхождении государства и права с положениями современной науки. Источником естественного закона является Бог, которые обладает абсолютным авторитетом над своими созданиями и не несет перед ними моральных обязанностей. Естественный закон – это установленные богом «универсальные нормы права и долга». Человек же имеет естественные права и способен осознавать их в силу своей сопричастности божественному разуму. Верующие полнее ощущают веление естественного закона, чем атеисты. Естественное право раскрывается людям постепенно по мере развития культуры и приближения человека к Богу. Не возможно составить полный каталог естественных прав, их количество будет зависеть от уровня морального сознания и уровня цивилизации в данный период истории. Маритен предложил свою классификацию прав человека – 3 вида: 1) фундаментальные права личности – право на жизнь, право вступить в брак, пр частной собственности идр. Эти права естественны в строгом смысле слова, ибо коренятся в самой природе человека как свободного и духовного существа. 2) политические права гражданина – определяются законодательство страны (право на активное участие в политической жизни и др._ 3) социальные права человека – право на труд, на объединения в профсоюзы…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: