Соотношение международного и внутригосдарственного права

Лекции Галенской

Соотношение международного права и внутригосударственного Законодательства. Это относительно новая проблема, потому что считалось в советской доктрине, что это абсолютно разные системы права – международное П/ и внутригосударственное З-нодательство, хотя с 70-х годов уже были ссылки на международные договоры в государственном праве, изредка даже в гражданском праве. Но все же здесь переворот совершила Конституция РФ, которая учла реалии самой жизни, и в п.4 ст.15 Конституции сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, заключенные Российской Федерацией, являются составной частью ее П/вой системы. Если З-ны, принятые в РФ, и международные договоры расходятся, то действуют нормы международных договоров (имеются в виду только ратифицированные).

Немалое значение на пути осознания этого сыграло постановление Пленума ВС РФ от 31.07.95, где сказано, что суды в РФ как П/вом государстве руководствуются общепризнанными принципами и нормами международного права и нормами международных договоров. Нужно сказать, что на практике нужно очень хорошее образование, высокие профессиональные качества у судей для того, чтобы ссылаться на общепризнанные принципы международного права в случае какого-то столкновения, только ссылки, и то их немного, в решениях ВС РФ и ВАС РФ, а обычные суды на общепризнанные принципы международного права не ссылаются.

Пока сферами взаимодействия внутригосударственного З-нодательства и международного права, которые не подвергаются спорам, являются права человека. Если признается естественное П/ как верховный источник права, то есть, если даже в конституции права человека никак не защищены, то все равно то государство, которое ратифицировало соответствующие международные договоры, должно исходить из приоритета прав человека. Это дискуссии не вызывает.

Но есть моменты, которые вызывают дискуссию. Россия – федеративное государство. Конституцией не предусмотрено П/ сецессии. П/ сецессии – это П/ одностороннего выхода субъекта Федерации из состава Федерации. В то же время в качестве общепризнанного принципа международного права есть П/ нации на самоопределение. В таком случае указывают на то обстоятельство, что все эти принципы должны действовать в своем единстве, т.е. должны быть согласованы, поскольку наряду с принципом права нации на самоопределение есть еще принцип территориальной целостности государства, который также является одним из общепризнанных принципов международного права.

Коль скоро два этих общепризнанных принципа международного права есть и между ними возникает коллизия, то признается П/ сецессии, но в пределах территориальной целостности, соблюдение принципа территориальной целостности в данном случае Федерации. В этом случае исходят из безусловного верховенства конституции.

Основные принципы международного права закреплены в Декларации об основных принципах международного права 1970 года:

- неприменение силы или угрозы силы в отношениях между государствами;

- мирное урегулирование международных споров;

- уважение суверенитета и равенства государств;

- принцип невмешательства во внутренние дела;

- принцип целостности, неприкосновенности государственной территории;

- уважение прав и свобод человека;

- принцип сотрудничества государств;

- принцип добросовестного выполнения международных обязательств, норм международного права.

Это всё критерии международной З-нности. Им должны соответствовать все международные договоры.

Шпоры

Выделяют внутригос. (или национальное) право и международное право.

К национальному праву принято относить совокупный массив отраслей, которые регулируют отношения внутри данного гос-ва и отличаются своеобразием национальных, исторических, культурных особенностей конкретного народа. Международное же право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и является результатом согласования воль субъектов международного общения главным образом - государств.

В КРФ провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ч.4. ст.15, а также ч.1 ст.17-права и свободы чела, ч.1 ст. 63 –политубежище иностранцам, ч. 2 ст.67 –юрисдикция на контин.шельфе и в исключ.экон.зоне, ст.69 –гарантия прав малочисл. народов). Это означает, что международное право служит ориентиром внутригос законодательства и правоприменительной практики. Кроме того, нормы международного права непосредственно применяются во внутригос. отношениях.

КРФ устанавливает также приоритет международных договоров перед внутригосударственным правом:

Международные договоры:

(1) межгосударственные;

(2) межправительственные;

(3) межведомственного хар-ра (заключаются от имени фед. органов исполнительной власти)

Проблема взаимодействия национального и международного права по разному решаются в разных странах. В Ирландии и Израиле признан приоритет внутригос. законов. Во Франции признан примат международного договора, если он ратифицирован парламентом или одобрен законом. Испания считает себя связанной нормами международных договоров как составной частью внутреннего законодательства, если они заключены в соответствии с установленными международной практикой требованиями и после их официального опубликования в стране.

Определяющей тенденцией в конце 20 – начале 21 в.в. становится расширение рамок обязательности установлений международного права с включением в собственные правовые системы не только международных договоров, но и общепризнанных принципов и норм международного права. Общепризнанные принципы закреплены Уставом ООН, раскрываются и систематизируются Декларацией о принципах международного права от 24.10.70г., Хельсинский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 01.08.75г. Универсальность норм международного права устанавливается Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.69г.

*Конституция любого гос-ва имеет приоритет перед нормами международного права.

Бахин

Важнейшим источником международного права являются международные договоры. Соответственно, государства могут признавать прямое действие международных договоров либо не признавать.

Если государство признает прямое действие МД, то его положения входят в правовую систему такого государства и применяются также, как и любой другой внутригосударственный акт.

Если государство не признает прямого действия МД, то для применения его положений во внутригосударственном законодательстве необходимо либо издание специального закона, по которому этот МД будет применяться, либо издание внутригосударственного закона, который слово в слово будет повторять МД.

В последнем случае может возникнуть проблема при толковании норм таких актов. Так, если норма МД и норма внутригосударственного закона совпадают, то применяться должна норма МД, т.к. нормы МД толкуются по нормам международного права, а нормы закона – по нормам национального права, следовательно, неизбежно расхождение.

РФ, в отличие от СССР, прямое действие МД не признает.

Нормы международного права также могут быть самоисполняемыми (которые исполняются во внутригосударственных отношениях) и несамоисполняемыми (применение которых невозможно до тех пор, пока государство не установит порядок и условия применения этих норм).


[1] Срав.: Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985. С. 172.

[2] В научной литературе существует и иная точка зрения, в соответствии с которой конфедерация рассматривается как особая форма государственного устройства. Однако приводимые при этом аргументы не представляются убедительными. Вряд ли можно признать сложными государствами протекторат и унию (включая фузию и инкорпорацию), как это предлагает Л.И. Спиридонов. (См.: Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СПб., 1995. С.61-65). Необходимо различать формы государства и формы возникновения государств: путем слияния (фузия) или путем присоединения (инкорпорация).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: