Теория государства и права как социально-гуманитарная наука

Гуманитарные науки исследуют человека. Социальные науки исследуют общество.

Теория государства и права (или, как ее называют в мировой науке, общая теория права, философия права) становится социально-гуманитарной наукой, если перестает понимать право лишь как систему нормативных актов, узко-нормативно (Г. Кельзен), а признает социальное происхождение права, с учетом его гуманитарного (основная ценность – человек) измерения.

Отличие социальных наук от естественных наиболее четко раскрыто в рамках феноменологического метода (Э. Гуссерль), разрушившего «субъект-объектное» противостояние, характерное для классической научной рациональности.

В отличие от естественных наук, социальные науки не противостоят наблюдаемому миру; исследователь социальных отношений (в том числе юрист) сам является их участником, принадлежа к определенной социальной группе, имея соответствующие ценностные установки. Именно поэтому нужна феноменологическая редукция, элиминирующая принимаемые на веру представления о характерных чертах других субъектов и объектов окружающего мира, позволяющая создать необходимую для исследователя в сфере социальных наук позицию незаинтересованного наблюдателя, воспринимающего и анализирующего лишь интенциональные объекты собственного чистого сознания, интуитивного опыта.

Теория государства и права связана с такими социально-гуманитарными науками как философия (целостное обобщенное знание, включающее рациональные, ценностные и практические аспекты, дает правовой науке общие теоретические идеи, обеспечивая методологическое, гносеологическое и онтологическое основания), семиотика-лингвистика (наука о знаковых системах à правовые тексты), социология (изучает формы и методы взаимодействия индивидов и социальных групп в рамках социума), психология (изучает мышление человека, связь его сознания с бессознательным, его коммуникативным поведением).

  1. Предмет теории государства и права.

Иногда выделяют объект (то, что изучается) и предмет (под каким углом изучается, какого типа знание накоплено, какие понятия сформулированы) науки.

В.С. Нерсесянц: дуализм объектов (право, государство) снимается через единство предмета (сущностные свойства права и государства в их понятийно-правовом постижении, единое понятие права ß тип правопонимания).

Говоря о понятиях, образующих предмет теории, нужно указать, что смыслом введения этих понятий является выявление, описание и объяснение определенных социальных закономерностей (насколько это возможно) права и государства: гносеологических (способов познания), генетических (способов возникновения), онтологических (бытия), аксиологических (ценностных), функциональных.

В принципе, есть два варианта построения системы понятий, представляющих собой предмет теории государства и права (права и государства): определять государство через право, то есть право первично (В.С. Нерсесянц), определять право через государство, то есть государство первично (С.А. Комаров, А.В. Малько). При втором варианте государство устанавливает норму права, обеспечивает их реализацию с помощью средств принуждения, другими словами – формирует право.

  1. Правопонимание: понятие, причины плюрализма, проблемы типологии.

Правопонимание – представление о том, что представляет собой право, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Тип правопонимания – определенный образ права, характеризуемый совокупностью наиболее общих теоретических признаков права и наиболее общих признаков практического (ценностного) к нему отношения.

Плюрализм типов правопонимания связан с тем, что различные типы правопонимания соответствуют различным типам научной рациональности (в теоретическом аспекте), различным формам человеческой цивилизации (в практическом аспекте).

В практическом аспекте различные типы правопонимания соответствуют различным типам правовых систем, как в историческом, так и в географическом разрезах: обычно выделяют романо-германскую, англо-саксонскую (общего права), социалистическую, а также религиозно-традиционные (в том числе мусульманскую) правовые системы (Р.Давид).

В теоретическом аспекте различные типы правопонимания формировались созвучно последовательно сменявшим друг друга типам научной рациональности.

Классический тип научной рациональности – XVII-XIXвв. – человеческий разум является самодостаточным средством познания мира (в том числе социального), который воспринимается как внешний, противостоящий человеку объект, в связи с этим механистическая картина мира. В рамках классической научной рациональности сформировались естественно-правовой, этатистский, социологический типы правопонимания.

Ко второй половине XIXв. можно говорить о формировании неклассического типа научной рациональности (модерн) – изучается уже взаимодействие между субъектами, понимается относительность человеческого познания в социальной сфере. Типы правопнимания в рамках неклассической научной рациональности: феноменология (Э. Гуссерль, идея интенциональности сознания человека), экзистенциализм, герменевтика (язык, Хайдеггер), неопозитивизм, структурализм (Вебер), психологизм (Петражицкий).

В конце XXв. зарождается постнеклассический тип научной рациональности (постмодерн), который делает акцент на системном характере социальной действительности (синергетика), его коммуникативном аспекте (Ю. Хабермас, А. Поляков).

Хотя эта классификация – классический, неклассический, постнеклассический - справедлива только для европейской и американской правовой мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: