Столкновение восточных и западных традиций (евразийская культура – Бердяев).
Этикоцентризм, то есть идеологическое подчинение права более высоким, нравственно-религиозным идеалам. Право не самоценно.
Нет ценности индивидуализма, скорее наоборот – соборность (симфония) – Карсавин.
Ближе обязанность (освященная религиозным долгом), чем субъективное право. Лучше страдать, чем наслаждаться.
Консервативно-патриархальная правовая идеология (Домострой, Победоносцев).
Признаются неправовые способы разрешения социальных конфликтов (в суд ходят слабаки, а серьезные чуваки зовут на стрелку, те, кто заключают письменный договор займа, не доверяют контрагенту, а потому придурки, ведь всех людей надо любить).
Историко-политико-правовое мессианство: «Москва – третий Рим» (Филофей).
Право и ценности.
Аксиология – специальная философская дисциплина о ценностях.
Вместе с тем, в данном вопросе интересен не только аксиологический, но и онтологический аспект.
Право – это культурная ценность (ценностью признается то, что имеет значение для человека, это могут быть как положительные, так и отрицательные ценности).
Но что дает праву ценностную природу?
Э – государство Ю – природа С – общество
В рамках западной, индивидуалистической (в отличие от восточной, коллективистской) правовой культуры само право воспринимается в качестве самостоятельной социальной ценности.
Отечественная традиция (Соловьев, Трубецкой, Франк, Новгородцев) свидетельствует о том, что право все-таки ценно не само по себе, а в связи с теми коммуникативными целями (имеющими нравственную окраску), которых можно достичь с его помощью.
Нерсесянц: можно говорить о специфической правовой аксиологии, правовом долженствовании, с позиций которых можно оценивать государство и позитивное законодательство. Ценность государства и позитивного закона состоит в их правовом значении и смысле.
Если анализировать ценность отдельных структурных элементов права, следует сделать вывод, что наиболее ценными являются субъективные права.
Поляков (близко к Нерсесянцу): право в его ценностном аспекте представляет собой справедливо упорядоченную свободу субъектов правовой коммуникации.