Особенности правовой культуры в России

Столкновение восточных и западных традиций (евразийская культура – Бердяев).

Этикоцентризм, то есть идеологическое подчинение права более высоким, нравственно-религиозным идеалам. Право не самоценно.

Нет ценности индивидуализма, скорее наоборот – соборность (симфония) – Карсавин.

Ближе обязанность (освященная религиозным долгом), чем субъективное право. Лучше страдать, чем наслаждаться.

Консервативно-патриархальная правовая идеология (Домострой, Победоносцев).

Признаются неправовые способы разрешения социальных конфликтов (в суд ходят слабаки, а серьезные чуваки зовут на стрелку, те, кто заключают письменный договор займа, не доверяют контрагенту, а потому придурки, ведь всех людей надо любить).

Историко-политико-правовое мессианство: «Москва – третий Рим» (Филофей).

Право и ценности.

Аксиология – специальная философская дисциплина о ценностях.

Вместе с тем, в данном вопросе интересен не только аксиологический, но и онтологический аспект.

Право – это культурная ценность (ценностью признается то, что имеет значение для человека, это могут быть как положительные, так и отрицательные ценности).

Но что дает праву ценностную природу?

Э – государство Ю – природа С – общество

В рамках западной, индивидуалистической (в отличие от восточной, коллективистской) правовой культуры само право воспринимается в качестве самостоятельной социальной ценности.

Отечественная традиция (Соловьев, Трубецкой, Франк, Новгородцев) свидетельствует о том, что право все-таки ценно не само по себе, а в связи с теми коммуникативными целями (имеющими нравственную окраску), которых можно достичь с его помощью.

Нерсесянц: можно говорить о специфической правовой аксиологии, правовом долженствовании, с позиций которых можно оценивать государство и позитивное законодательство. Ценность государства и позитивного закона состоит в их правовом значении и смысле.

Если анализировать ценность отдельных структурных элементов права, следует сделать вывод, что наиболее ценными являются субъективные права.

Поляков (близко к Нерсесянцу): право в его ценностном аспекте представляет собой справедливо упорядоченную свободу субъектов правовой коммуникации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: