Элементы, компоненты, подсистемы

Под элементом принято понимать простейшую, неделимую часть системы. Однако ответ на вопрос, что является такой частью, может быть неоднозначным.

Например, в качестве элементов стола можно назвать «ножки, ящики, крышку и т. д.», а можно – «атомы, молекулы», в зависимости от того, какая задача стоит перед исследователем: изучить конструкцию или химический состав стола.

Аналогично в системе управления предприятием (СУП) элементами можно считать подразделения аппарата управления, цеха, участки, а можно – каждого сотрудника, рабочего или каждую операцию, которую он выполняет.

Обратим внимание на то, что элементы могут быть неоднородными.

Иными словами, систему можно расчленять на элементы различными способами, и это зависит от решаемой задачи, т. е.:

Элемент – это предел членения системы с точки зрения аспекта рассмотрения, решения конкретной задачи, поставленной цели.

При необходимости можно изменять принцип расчленения, выделять другие элементы и получать с помощью нового расчленения более адекватное представление об анализируемом объекте или проблемной ситуации.

Иногда система не может быть сразу разделена на составляющие, являющиеся пределом ее членения, т. е. на элементы.

В таких случаях используют другие термины, предусмотренные в теории систем: подсистемы, компоненты.

Понятие подсистема подразумевает, что выделяется относительно независимая часть системы, обладающая свойствами системы, и, в частности, имеющая подцель, на достижение которой ориентирована подсистема, а также другие свойства – свойство целостности, коммуникативности и т. п., определяемые закономерностями систем, рассматриваемыми ниже.

Если же части системы не обладают такими свойствами, а представляют собой просто совокупности однородных элементов, то такие части принято называть компонентами.

Расчленяя систему на подсистемы, следует иметь ввиду, что так же, как и при расчленении на элементы, выделение подсистем зависит от цели и может меняться по мере ее уточнения и развития представлений исследователя об анализируемом объекте или проблемной ситуации.

Связь.

Понятие «связь» входит в любое определение системы и обеспечивает возникновение и сохранение ее целостных свойств. Это понятие одновременно характеризует и строение (статику) и функционирование (динамику) систем. Связь определяют как ограничение степени свободы элементов. Действительно, элементы, вступая во взаимодействие (связь) друг с другом, утрачивают часть своих свойств, которыми они потенциально обладали в свободном состоянии.

Сколько должно быть связей и какие они должны быть для того, чтобы систему можно было считать системой?

Один из подходов к решению этой проблемы предлагается, например, Николаевым (см. В. И. Николаев, В. М. Брук. Системотехника: методы и приложения. Л., Машиностроение, 1985), который считает, что для того, чтобы система не распалась на части, необходимо обеспечить превышение суммарной силы (мощности) связей между элементами системы, т. е. внутренних связей, над суммарной мощностью связей между элементами системы и элементами среды, т. е. внешних связей.

Связи можно охарактеризовать направлением, силой, характером (видом). По первому признаку связи делят на направленные и ненаправленные. По второму – на сильные и слабые (иногда пытаются ввести «шкалу» силы связей для конкретной задачи). По характеру (виду) различают связи подчинения, связи порождения (или генетические), равноправные (или безразличные) и связи управления.

Связи в конкретных системах могут быть одновременно охарактеризованы несколькими из названных признаков.

Важную роль в моделировании систем играет понятие обратной связи (ОС), которая является основой кибернетических моделей управления, саморегулирования, развития систем, приспособления их к изменяющимся условиям существования.

ОС может быть положительной, сохраняющей тенденции происходящих в системе изменений того или иного выходного параметра, и отрицательной – противодействующей тенденциям изменения выходного параметра, т. е. направленной на сохранение, стабилизацию требуемого значения параметра (например, стабилизацию выходного напряжения или, в системах организационного управления, - количества выпускаемой продукции и т. п.).

Блок системы, реализующий ОС, на основе рассогласования между требуемым и фактическим значениями регулируемого параметра, вырабатывает соответствующее управляющее воздействие, корректирующее закон (программу) управления работой системы.

Цель.

Понятие цель и связанные с ним понятия целесообразности, целенаправленности лежат в основе развития системы.

Процесс целеобразования и соответствующий ему процесс обоснования целей в организационных системах весьма сложен. На протяжении всего периода развития философии и теории познания происходило развитие представлений о цели.

Анализ определений цели и связанных с ней понятий показывает, что в зависимости от стадий познания объекта, этапа системного анализа, в понятие «цель» вкладывают различные оттенки – от идеальных устремлений (Макаров: цель – «выражение активности сознания»; Акофф, Эмери: «человек и социальные системы вправе формулировать цели, достижение которых, как им заведомо известно, невозможно, но к которым можно непрерывно приближаться») до конкретных целей – конкретных результатов, достижимых в пределах некоторого интервала времени, формулируемых иногда даже в терминах конечного продукта деятельности.

В некоторых определениях цель как бы трансформируется, принимая различные оттенки в пределах условной «шкалы» - от идеальных устремлений к материальному воплощению, конечному результату деятельности: цель – «то, к чему стремится, чему поклоняется и за что борется человек» («борется» подразумевает достижимость) – см. Макаров. Категория цель в философии. М., Наука, 1974.

Рижские ученые кибернетик Растригин и врач – психиатр Граве под целью понимают «модель желаемого будущего» (при этом в понятие «модель» можно вкладывать различные оттенки – от идеальных устремлений до конечного результата), и вводят понятие мечты как разновидности цели:

«мечта – это цель, не обеспеченная средствами ее достижения». Противоречие, заключенное в понятии «цель», - необходимость быть побуждением к действию, «опережающим отражением» (термин введен Анохиным) или «опережающей идеей», и одновременно материальным воплощением этой идеи, т. е. быть достижимой, проявляясь с момента возникновения этого понятия: так, древнеиндийское «артха» означало одновременно «мотив», «причину», «желание», «цель» и даже «способ».

Для того чтобы отразить диалектическое противоречие, заключенное в понятии «цель», в большой Советской Энциклопедии дается следующее определение:

цель – «заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека, группы людей».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: