1. НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ НОРМ
Потребность в запасных частях для ТО и ремонта проявляется в процессе эксплуатации и определяется
• надежностью изделия;
• уровнем технической эксплуатации;
• условиями эксплуатации.
Потребность в запасных частях
• диктует спрос на них;
• определяет размер запасов на предприятиях, объем и периодичность заказов;
• определяет финансовые затраты на приобретение и содержание запасных
частей, которые, например, при ТР достигают 40%.
Потребность в запасных частях оформляется в виде норм расхода. Виды норм:
• финансовые - средние удельные затраты на запасные части, расходуемые
на эксплуатацию, в том числе по видам ТО и ремонта (ТО-1, ТО-2, ТР),
руб./ЮОО км; применяются для парка автомобилей при планировании расхо
дов; определяются обобщением опыта, данными по фактическим расходам,
аналитическими расчетами;
• номенклатурные (Я) - устанавливают средний расход конкретной детали в
штуках на п автомобилей в год (в России п = 100), содержатся в каталогах
заводов-производителей, номенклатурных тетрадях, у дистрибьюторов;
включают от 400 до 800 наименований деталей;
|
|
• индивидуальные - разрабатываются для конкретного АТП, фирмы, маршру
та; учитывают специфику эксплуатации.
Таким образом, учет фактических данных по надежности и динамике замен позволяет в примере сократить норму на 14% (А/п = 133 детали).
Метод дополнительного учета вариации ресурса деталей. Для деталей с ресурсом, сопоставимым со среднегодовым пробегом автомобиля Lr, среднюю норму расхода целесообразно определять за полный срок службы, с учетом вариации ресурса детали по формуле