Цели технической эксплуатации автомобилей как подсистемы автомобильного транспорта

Целью автомобильного транспорта как сектора транспортного комплекса страны является удовлетворение потребности экономики и населения страны в грузовых и пассажирских перевозках при минимальных затратах всех видов ресурсов. Эта генеральная цель обеспечивается в результате повышения показа­телей эффективности автомобильного транспорта (см. рис. 1.1): роста произво­дительности транспорта и транспортных средств; сокращения себестоимости пере­возок; повышения производительности труда персонала; обеспечения безопасности транспортного процесса.

В качестве подсистемы автомобильного транспорта техническая эксплуатация автомобиля должна, во-первых, способствовать реализации целей автомобильного транспорта, во-вторых, иметь управляемые показатели эффективности, связанные с показателями эффективности системы, т.е. автомобильного транспорта.

Эти показатели необходимы также для организации внутрихозяйственных отношений между службами инженерно-технической и коммерческой эксплуата­ции и между подразделениями (цехи, участки, бригады) ИТС.

Основными целями (и одновременно показателями эффективности) ТЭА яв­ляются: обеспечение необходимого уровня работоспособности парка для реали­зации транспортного процесса; сокращение затрат на обеспечение работоспособ­ности (этот показатель влияет на себестоимость перевозок и конкурентоспособ­ность); повышение производительности труда персонала, занятого ТО и ремонтом; сокращение отрицательного влияния автомобильного транспорта (связанного с техническим состоянием и обеспечением работоспособности) на население, обслу­живающий персонал и окружающую среду.

Итак, важнейшие из показателей работоспособности ат и надежности л1|р, гнепосредственно влияют на производительность автомобилей (см. формулы (9.7), (9.9)).

Влияние ТЭА на себестоимость перевозок определяется непосредственно ста­тьями расходов на ТО и ремонт, а также косвенным влиянием ТЭА на другие статьи себестоимости. Непосредственные затраты на ТО и ремонт, включая ка­питальный ремонт автомобилей, шин и накладные расходы ИТС, составляют около 22-26% себестоимости перевозок. Уровень организации и качества ТЭА (техническое обслуживание и ремонт) оказывает существенное влияние на ряд дру­гих статей себестоимости перевозок, в частности на затраты на топливно-сма-зочные и эксплуатационные материалы. В общей сложности 45-50% себестои­мости перевозок прямо или косвенно зависит от качества и эффективности технической эксплуатации автомобилей.

Более 26% всего персонала автомобильного транспорта (а при учете времени, затрачиваемого водителями на участие в ТО и ремонте, - 36%) работают в ИТС комплексных АТП.

Производительность труда ремонтных рабочих оценивается выработкой и трудоемкостью. Выработка - это количество продукции, произведенной за единицу времени (час, смену, год) на одного рабочего. При оценке производительности по трудоемкости сравнивают за один и тот же период при неизменных нормах фактическую и нормативную выработку в нормо-часах или необходимое по нормам и фактическое количество рабочих для выполнения одинакового объема работ.

Например, для рабочего (бригады, участка) производительность труда пред­ставляет собой отношение фактической выработки к нормативной при условии качественного выполнения работ. Для АТП - это отношение фактического к нор­мативному количеству ремонтных рабочих при обеспечении установленных пока­зателей эффективности ИТС.

При определении нормативного количества рабочих используют расчетные методы, а также укрупненные показатели. Простейшим показателем является чис­ло автомобилей определенного типа, грузоподъемности, вместимости, приходя­щихся на одного ремонтного рабочего. При определении производительности тру­да с учетом интенсивности использования автомобилей применяют другой укруп­ненный показатель: количество производственных рабочих на определенный про­бег (например, 1 млн км) в эталонных условиях эксплуатации.

Применяя соответствующие коэффициенты корректирования, учитывающие условия эксплуатации (см. гл. 8), определяют необходимое количество ремонтных рабочих и сравнивают его с фактическим. В ряде случаев используют показатели,

связанные с выполненной транспортной работой, например количество тонн или тонно-километров, приходящихся на одного ремонтного рабочего в год. От качества работы служб ТЭА зависит:

1) загрязнение окружающей среды автомобилями, особенно недостаточно удовлетворительного технического состояния, а также отходами, образующимися при хранении, заправке, техническом обслуживании и ремонте автомобилей (в крупных городах, согласно данным МАДИ, это 20-24% доли всего автотранспорт­ного комплекса);

2) безопасность транспортного процесса, количество дорожно-транспортных происшествий, вызванных технической неисправностью автомобилей (4—10%);

3) количество несчастных случаев и профессиональных заболеваний персона­ла ИТС.

* * *

Знание и понимание теоретических основ и закономерностей ТЭА позволяют специалисту не только количественно оценивать и нормировать уровни работо­способности автомобилей и парков и их влияние на транспортный процесс, но и целенаправленно управлять, используя программно-целевые методы, этими уров­нями, определять вклад ТЭА в транспортный процесс.

При этом необходимо рассматривать две взаимосвязанные группы показате­лей: комплексные, или внешние, характеризующие работу ТЭА как подсистемы автомобильного транспорта; частные, или внутренние, определяющие эффектив­ность работы отдельных подсистем собственно ИТС. С помощью комплексных показателей определяют направление совершенствования работы ИТС в целом, с тем чтобы соответствовать требованиям транспортного процесса; с помощью част­ных показателей выявляют подсистемы ИТС, улучшение работы которых ока­жется наиболее эффективным как для ИТС, так и для предприятия автомо­бильного транспорта.

Таким образом, закономерности технической эксплуатации автомобилей де­сятого вида позволяют системно управлять ею, т.е. формировать и нормировать внешние и внутренние цели, определять факторы, влияющие на их достижение, и вклад ТЭА в эффективность транспортного процесса, а также необходимые ре­сурсы для функционирования и развития технической эксплуатации автомобилей как подсистемы автомобильного транспорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: