Техническое нормирование и стандартизация товаров

 

Уже в глубокой древности в человеческом обществе действовали различные нормы, понятия, правила, табу, которым человек следовал, причем, порой не замечая, не сознавая своей подчиненности им. Нормы возникли как естественная потребность общества, как необходимое средство его формирования, функционирования и развития.

Примерами первых проявлений нормирования и стандартизации является изобретение письменной символики (письменности), систем летоисчисления, счета (римская, арабская), денежных единиц, единиц меры и веса и т.д.

Нормирование – процесс регулирования что-нибудь, установления законных пределов чему-нибудь, введения этих пределов, норм в повседневность.

Норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) – это и общепризнанное в определённой социальной среде правило, воззрение, это и правило поведения людей в обществе, выраженное в законе, это и правило, закон в какой-либо отрасли знания, минимальное или предельное количество чего-либо, допускаемое правилом, планом.

Это слово широко используется социологами, правоведами, экономистами, лингвистами, инженерами и другими специалистами, зачастую с разных точек зрения.

По своему назначению нормы можно условно объединить в шесть групп. Для наглядности классификацию норм рассмотрим на примере производства автомобилей. Нормы бывают:

1. Технические. Нормы прямо или косвенно предписывают, как, в какой мере используются материалы и законы природы для достижения цели, т.е. удовлетворения потребностей в передвижении людей, перевозке грузов.

2. Экономические. Нормы организуют и направляют производство на десятках предприятий, изготовляющих различные узлы, детали, агрегаты, необходимые для сборки и работы автомобилей.

3. Этико-эстетические. Высокие требования к качеству автомобиля обязывают обеспечивать производственную культуру, поддерживать необходимый профессиональный, квалификационный уровень рабочих.

4. Экологические. В соответствии с нормами приходится постоянно следить за количеством выброса двигателем вредных для организмов газов, совершенствовать конструкцию двигателя, снижать уровень шума и т.п.

5. Политические (и международные). Машины совершенствуются, расширяется их экспорт, что способствует росту авторитета стран-производителей автомобилей.

6. Правовые. Нормами должно быть предусмотрено, что потребитель не должен нести убытки от низкого качества машин.

Таким образом, нормы являются результатом упорядочивающей деятельности.

Стандарт - английское слово и переводится как норма, образец, мерило. В свою очередь каждое из указанных понятий стандарта имеет свои тонкости.

К сожалению, не только в обыденной жизни, но даже среди специалистов и в специальной литературе понимание слова «стандарт» как «норма» получило наибольшее распространение.

Слово «стандарт» означает еще и «образец». Как известно образец не может быть плохим, он может быть только отличным, т.е. обладать оптимальным качеством. Это как раз то, что более всего подходит к объяснению слова «стандарт».

Кроме того термин «стандарт» еще означает и «мерило». Само собой разумеется, что никакая норма, никакой образец не может существовать без наличия определенных мер, а также методов и средств измерений.

Таким образом, стандарт есть и норма, и образец, и мерило вместе.

Согласно Закону № 262-3 Республики Беларусь от 5 января 2004г. «О техническом нормировании и стандартизации» стандарт - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг.

В этом же законе терминологически различаются понятия технического нормирования и стандартизации.

Техническое нормирование - деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Стандартизация - деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Нормы и стандарты, объективно отражающие развитие цивилизации становятся активным средством во всеобщем меха­низме формирования человеческого сознания. В результате неоднократного использования норм у человека вырабатывается потреб­ность в них, а затем и привычка к ним.

Не только в технической сфере, но и в общественной жизни нормы и стандарты выступают в роли надёжных хранителей научных знаний и практического опыта поколений.

Система технического нормирования и стандартизации – совокупность технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, субъектов технического нормирования и стандартизации, а также правил и процедур функционирования системы в целом.

Общие цели СТНС выделены на рисунке 2.9.

 


Рисунок 2.9 Общие цели системы технического нормирования и стандартизации

 

Технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации включают документы, указанные на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 Технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации

 

Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.

Технический регламент (ТР) – технический нормативный правовой акт в области технического нормирования и стандартизации, разработанный в процессе технического нормирова­ния, устанавливающий непосредственно и/или путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и/или госу­дарственные стандарты Республики Беларусь обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безо­пасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

технические регламенты:

• содержат обязательные для соблюдения требования безопасности;

• определяют эксплуатационные характеристики изделия, оставляя право конструктив­ных решений за изготовителем;

• устанавливают формы и схемы подтверждения соответствия;

• предоставляют изготовителю возможность выбора схемы доказательства соответствия продукции установленным требованиям;

• используют стандарты в качестве доказательной базы;

• регламентируют правила маркировки продукции;

• определяют правила размещения продукции на рынке.

Технические регламенты могут также включать требования к терминологии, символам, упаковке, маркировке либо целиком быть посвящены этим вопросам.

Основными целями разработки и утверждения технических регламентов в Республике Беларусь являются:

• защита жизни, здоровья и наследственности человека;

• защита имущества;

• охрана окружающей среды;

• предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.

Особенностью технического регламента является то, что его утверждает Совет Министров Рес­публики Беларусь.

Техническому регламенту в процессе государственной регистрации присваивают обозначение, состоящее из индекса ТР, года утверждения, по­рядкового регистрационного номера (состоящего из трех цифр), присваиваемого Госстандартом, обозначения принадлежности к стране BY, разделенных косой чертой.

Пример:

TP / 2010 / 016 / BY

международный код Республики Беларусь

порядковый регистрационный номер

год утверждения технического регламента

обозначение технического регламента

 

Технический кодекс установившейся практики (ТКП) – технический нормативный правовой акт в области технического нормирования и стандартизации, разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах уста­новившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг.

Особенностью технического кодекса является то, что его утверждает республиканский орган государственного управления.

Технический кодекс установившейся практики(ТКП) являетсяитогом технического нормирования на отраслевом уровне.

Область применения технических кодексов в зависимости от объектов технического нормирования и стандартизации определяют утвердившие их республиканские органы государственного управления в соответствии с положениями о них. К республиканским органам государственного управления относятся также государственные организации, подчиненные правительству.

Технические кодексы не должны противоречить требованиям технических регламентов и законодательных актов Республики Беларусь.

Обязательность применения технических кодексов устанавливают республиканские органы государственного управления в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством.

Техническому кодексу в процессе государственной регистрации при­сваивают обозначение, состоящее из индекса ТКП, порядкового регистраци­онного номера от Госстандарта, года утверждения и в скобках кода респуб­ликанского органа государственного управления, утвердившего технический кодекс.

Пример:

ТКП 43 - 2004 (09170)

код органа государственного управления

год утверждения кодекса

порядковый регистраци­онный номер

обозначение технического кодекса

 

Стандарт – технический нормативный правовой акт в области технического нормирования и стандартизации, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия боль­шинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к про­дукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (ис­пользования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или ока­занию услуг.

На первый взгляд стан­дарт и технический регламент - это схожие по содержанию документы, однако между ними есть два принципиальных различия:

- стандарты являются добровольны­ми, а технические регламенты обязательными;

- технические регламенты должны содержать административные положения.

Государственные стандарты носят добровольный характер, однако если в контракте между потребителем и организацией, организацией и поставщиком имеются ссылки на стандарты (в тексте или отдельном приложении), на про­дукцию, производственные процессы, требования к системе менеджмента качества, то они становятся обязательными в силу договорно-правовых отношений этих субъектов права.

Различают следующие категории стандартов:

Международный стандарт – стандарт, утвержденный (принятый) международной организацией по стандартизации.

Важнейшими международными организациями по стандартизации являются:

- Международная организация по стандартизации (ИСО)

Целью организации является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товаро­обмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

Сегодня ИСО является крупнейшим в мире разработчиком технических стандартов, применяе­мых в добровольном порядке.

ИСО опубликовано более 14000 международных стан­дартов. Разработку стандартов осуществляют 3000 образо­ванных технических органов (технических комитетов, подкомитетов, рабочих групп).

- Международная электротехническая комиссия (МЭК)

Международная электротехническая комиссия (МЭК; англ. International Electrotechnical Commission, IEC) — международная некоммерческая организация по стандартизации в области электрических, электронных и смежных технологий. Некоторые из стандартов МЭК в настоящее время разрабатываются совместно с Международной организацией по стандартизации (ISO).

Главной задачей МЭК является содействие между­народному сотрудничеству стран-членов в вопросах стандартизации и унификации в сфере электротех­ники, электроники и смежных областях промышлен­ного производства путем разработки и внедрения международных стандартов, а также подготовки и издания соответствующей технической литературы.

Стандарты ISO, IEC обозначаются на основе регистрационного номера, например, ISO 9000. Для систематизации стандартов используют номер технического комитета, утвердившего стандарт.

Региональный стандарт – стандарт, принятый регио­нальной организацией, занимающейся стандартизацией, и доступный широкому кругу потребителей.

Главной Европейской организацией стандартизации является CEN (the European Committee for Standardization) — Европейский комитет стандартизации широкого спектра товаров, услуг и технологий.

Региональные стандарты Европейского комитета по стандартизации (EN) обозначаются, как и международные, на основе регистрационного номера.

 

Межгосударственный стандарт (ГОСТ) – региональный стандарт, принятый Евразийским советом по стандарти­зации, метрологии и сертификации и доступный широкому кругу пользователей.

Единые требования к продукции, установленные в до­кументах по межгосударственной стандартизации, пре­пятствуют созданию технических барьеров в торговле.

Введение в действие и прекращение применения межгосударственных стандартов на территории Респу­блики Беларусь осуществляют постановлением Госстан­дарта.

Межгосударственному стандарту присваивают обозначение, состоящее из индекса ГОСТ, порядкового регистрационного цифрового номера и года утверждения межгосударственного стандарта.

ГОСТ 17527 - 2003

год утверждения

номер регистрации

межгосударственный стандарт

 

Государственный стандарт Республики Беларусь (СТБ) – стандарт, утвержденный Комитетом по стандартизации, метро­логии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, а в области архитектуры и строительства – Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

В качестве государственных могут быть приняты стандарты международных и региональных организаций по стандартизации, членом которых является Республика Беларусь, а также национальные стандарты другого государства при наличии Соглашения о сотрудничестве или с разрешения, полученного Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от национальных организаций по стандартизации. В их числе:

- стандарты Международной организации по стандартизации (ИСО);

- стандарты Международной электротехнической комиссии (МЭК);

- региональные стандарты Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН);

- региональные стандарты Европейского комитета по стандартизации (EN);

- государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р).

- межгосударственные стандарты (ГОСТ).

Госстандарт присваивает государственному стандарту обозначение, состоящее из индекса «СТБ», отделенного от него пробелом порядкового регистрационного цифрового номера, и отделенных от номера тире четырех цифр года утверждения государственного стандарта.

СТБ 1400 - 2009

год утверждения

номер регистрации

государственный стандарт Республики Беларусь

Разновидности государственных стандартов:

Предварительный стандарт – документ, который временно принят органом, занимающимся стандартизацией, и доведен до широкого круга потребителей с целью накопления в процессе его применения необходимого опыта, на котором должен базиро­ваться стандарт.

Предварительный государственный стандарт Республики Беларусь (предстандарт, СТБ П) – стандарт, утвержденный на ограниченный период времени.

Взаимосвязанные с техническими регламентами государственные стандарты – государственные стандарты Республики Беларусь, реализующие технические требования тех­нических регламентов.

Гармонизированные стандарты (эквивалентные стандар­ты) – стандарты, относящиеся к одному и тому же объекту и утвержденные различными органами, занимающимися стандарти­зацией, которые обеспечивают взаимозаменяемость про­дукции, процессов и услуг и взаимное понимание результатов испыта­ний или информации, представляемой в соответствии с этими стан­дартами

Сопоставимые стандарты – стандарты на одну и ту же продукцию, на одни и те же процессы или услуги, утвержденные раз­личными органами, занимающимися стандартизацией, в кото­рых различные требования основываются на одних и тех же характеристиках и которые оцениваются с помощью одних и тех же методов, позволяющих однозначно сопоставить различия в требова­ниях. Сопоставимые стандарты не являются гармонизированны­ми (или эквивалентными) стандартами.

Пример обозначения государственного стандарта, подготовленного по ускоренной процедуре, переводом стандарта Евросоюза EN 10027-1:2005:

СТБ EN 10027 - 1 - 2009

год утверждения

часть 1

порядковый регистраци­онный номер

обозначение европейского стандарта

обозначение государственного стандарта

 

Для принятых и адаптированных в качестве государственных международных стандартов приняты следующие обозначения:

Идентичный (IDT): Идентичный по технической содержанию и структуре, но может содержать минимальные редакционные изменения.

Измененный (MOD): Принятый стандарт содержит технические отклонения, которые ясно идентифицированы и объяснены.

Неэквивалентный (NEQ): региональный или национальный стандарт не эквивалентен международным стандартам. Изменения ясно не идентифицированы, и не установлено четкое соответствие.

Стандарт организации (СТП) – стандарт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Правила разработки, согласования, утверждения этих документов устанавливает сама организация. При этом объектами стандартизации могут быть:

- детали и сборочные единицы, создаваемые и применяемые только в данной организации (предприятии) и являющиеся составными частями разрабатываемой или изготавливаемой продукции;

- услуги, оказываемые внутри организации (предприятия);

- технологическая оснастка и инструмент, технологические нормы данной организации (предприятия);

- нормы, правила в области организации производства, управления, а также управления качеством.

Стандар­ты организаций условно можно объединить в несколько групп:

Первая группа - ограничительные стандарты. Созда­ются на основе государственных стандартов и огра­ничивают номенклатуру применяемых на конкретном предприятии марок материалов, типоразмеров из­делий и др. Такие стандарты - своего рода справоч­ники для конструкторско-технологического корпуса предприятий.

Вторая группа - организационные стандарты. Это стандарты, составляющие основу систем менедж­мента качества. Это стандарты на правила оформ­ления документации и др.

Третья группа - специальные (оригинальные) стан­дарты. На технологическую оснастку и т. п.

Стандарту присваивают обозначение, состоящее из индекса «СТП», порядкового регистрационного цифрового номера и года утверждения. В рамках организации возможно построение регистрационного номера с учетом особенностей внутренней классификации, например, подразделений предприятия, являющихся разработчиками стандарта.

СТП 20-04 - 2008

год утверждения

номер регистрации

стандарт организации

 

Технические условия (ТУ) – технический нормативный правовой акт в области технического нормирования и стандартизации, разработанный в процессе стандартизации, утвер­жденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или оказываемой ус­луге, включая правила приемки и методы контроля.

Технические условия разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными пред­принимателями на продукцию, предназначенную для реализации.

Технические условия разрабатываются на:

- конкретный тип, марку, модель (модификацию), вид продукции;

- группу однородной продукции, обладающую общими признаками, единством конструкции при различных параметрах и (или) размерах, при некоторых конструктивных различиях отдельных со­ставных частей, при различном расположении и разном количестве одинаковых составных частей в изделии (групповые технические условия);

- конкретный вид услуг;

- группу однородных услуг, обладающих общим целевым и (или) функциональным назначением и общими технологиями и методами предоставления.

Технические условия допускается не разрабатывать на:

- единичную продукцию, выпускаемую по техническому заданию либо документу, его заменяю­щему (контракт, протокол, эскиз- и т. п.), содержащему необходимые и достаточные требования для выпуска продукции и признанному заказчиком и изготовителем;

- составные части изделия, поставляемые заказчику изделия и изготавливаемые по его конструк­торской документации;

- запасные части изделия, изготавливаемые по конструкторской документации изготовителя изделия и на его предприятии;

- вещества, материалы и полуфабрикаты, выпускаемые в установленном объеме по прямому заказу (контракт, договор и т. п.) одного предприятия и подлежащие на нем дальнейшей обработке;

- продукцию, предназначенную только для экспорта, если наличие технических условий не пре­дусмотрено контрактом (договором).

Требования, устанавливаемые в технических условиях, не должны противоречить требованиям технических регламентов и законодательных актов Республики Беларусь, распространяющихся на данную продукцию.

Срок действия технических условий устанавливает держатель подлинника технических условий.

Обозначение техническим условиям присваивает разработчик. Обозначение состоит из:

- индекса вида технического нормативного правового акта - ТУ;

- международного буквенного кода Республики Беларусь - BY;

- кода держателя подлинника технических условий по Единому государственному регистру юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) (девять знаков);

- разделительного знака - точка;

- порядкового регистрационного номера технических условий у держателя подлинника (три знака);

- разделительного знака - тире;

- четырех цифр года утверждения.

Пример:

ТУ BY 100195503. 115 - 2009

год утверждения

порядковый номер регистрации

код держателя подлинника технических условий

международный буквенный код Республики Беларусь

технические условия

Вид стандарта – характеристика стандарта, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.

Различают следующие виды стандартов (рисунок 3.2).

Рисунок 3.2 Виды стандартов

 

Основополагающий стандарт – стандарт, имеющий широкую область распространения или содержащий общие требования для определенной области.

Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в ка­честве стандарта или служить основой для других стандартов и техниче­ских нормативных правовых актов.

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические требования для определенной области деятельности и/или общетехнические требования и правила, обеспечивающие взаимопони­мание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, пе­ревозки, реализации и утилизации или оказания услуг и/или другие обще­технические требования.

Терминологический стандарт (стандарт на термины и определения) – основополагающий стандарт, распространяющийся на термины, к которым, как правило, приводятся определения, а в некото­рых случаях примечания, иллюстрации, примеры и т. д.

В некоторых случаях определения могут отсутствовать, а также могут быть приведены примечания, иллюстрации, буквенные обо­значения.

Стандарт на продукцию – стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению.

Стандарт на продукцию, кроме технических требований (соответствия назначению), может включать непосредственно или с помощью ссылки такие аспекты, как термины и определения, правила приемки, методы контроля, маркировка и упаковка, а также при необходимости технологи­ческие требования.

В зависимости от аспекта стандартизации стандарт на продукцию может включать исчерпывающие требования к ней или только часть необход­имых требований. В связи с этим различают стандарты общих техниче­ских условий, общих технических требований, технических условий, стан­дарты размеров, стандарты на правила приемки, маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарт на процесс – стандарт, устанавливающий тре­бования, которым должен удовлетворять процесс с тем, чтобы обеспечить соответствие процесса его назначению.

Стандарт на услугу – стандарт, устанавливающий тре­бования, которым должна удовлетворять услуга, с тем чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению.

Стандарты на услугу могут быть разработаны на материальные и иные услуги в различных областях (например, социально-культурные ус­луги, бытовое обслуживание населения, общественное питание, туристско-экскурсионное обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, автосервис, связь, страхование, банковское дело, торговля, научно-техническое и информационно-рекламное обслуживание и прочие сферы деятельности).

Стандарт на методы контроля (испытаний, измерений, анализа, поверки) – стандарт, устанавливающий методы испы­таний, иногда дополненный другими требованиями, касающи­мися испытаний, как, например, отбор проб, использование статисти­ческих методов и порядок проведения испытаний.

Стандарт на совместимость – стандарт, устанавли­вающий требования, касающиеся совместимости продукции или систем.

Стандарт с открытыми значениями (неиндефицирующий стандарт) – стандарт, содержащий перечень характеристик, для которых должны быть указаны значения или другие данные для конкре­тизации продукции, процесса или услуги.

В таких стандартах обычно предусматриваются данные, которые должны быть указаны поставщиками, в других – данные, указываемые по­купателями.

К данным стандартам относятся стандарты системы показателей каче­ства продукции.

Система стандартов, группа стандартов – совокупность стандартов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к объектам стандартизации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: