Факторы, влияющие на расход топлива

Основные факторы, влияющие на расход топлива, связаны с механическими потерями в двигателе и трансмиссии, а также с преодолением сопротивления дви­жению автомобиля, которое складывается из расходов на преодоление сопротив­ления качению, аэродинамического сопротивления и сил инерции.

Топливный баланс автомобиля характеризуется следующей зависимостью:

где (2е - суммарный расход топлива на движение автомобиля; Qx - расход топлива на преодоление механических, тепловых и насосных потерь в двигателе; Q2 - на преодоление сопротивления качению; (2з ~~ аэродинамического сопротивления; Q4 -механических потерь в трансмиссии; Q5 - сил инерции автомобиля; Qb - подъемов и спусков.

При равномерном движении легкового автомобиля по горизонтальной дороге со скоростью 60 км/ч доля основных составляющих топливного баланса характе­ризуется следующими цифрами: Q\ = 66%; Q2 = 13,5%; Q3 = 10%; QA = 10,5%, а при движении со скоростью 100 км/ч - соответственно 45%, 20%, 26%, 9%.

Повышения топливной экономичности можно достичь совершенствуя конст­рукцию автомобиля и его агрегатов: уменьшением массы автомобиля, повышением КПД двигателя и трансмиссии, снижением сопротивления качению и аэродина­мического сопротивления.

Эксплуатационный расход топлива, как правило, превышает контрольный расход, приведенный в технической характеристике автомобиля. Обусловлено это тем, что в реальных условиях эксплуатации на расход топлива оказывает влияние ряд дополнительных факторов (рис. 21.1), которые на уровне пользователя авто­мобилем можно разделить на управляемые и учитываемые.

При эксплуатации автомобилей в зоне холодного климата наблюдается резкое увеличение эксплуатационного расхода топлива - изменение температуры окру­жающего воздуха от 0 до -20 °С увеличивает расход топлива на 12%, а до -40 °С -на 28%. Обусловлено это ухудшением теплового режима работы двигателя, тяже­лыми условиями движения, необходимостью периодического прогрева двигателя на стоянках, снижением КПД трансмиссии и др.

Эксплуатация автомобилей в жаркой сухой местности вызывает снижение наполнения цилиндров и переобогащение рабочей смеси, перегрев двигателя и его систем. В результате этого топливная экономичность существенно ухудшается. Так, при повышении температуры окружающего воздуха с 20 до 40 °С удельный расход топлива у дизеля увеличивается на 30%.

При эксплуатации автомобилей в условиях высокогорья также наблюдается ухудшение топливной экономичности. На каждые 1000 м подъема в среднем на 12-13% снижается мощность двигателя, а экономичность ухудшается на 12-15%.

Встречающиеся на практике характерные неисправности двигателя и других агрегатов оказывают существенное влияние на расход топлива. Например, увели­чение пропускной способности главного жиклера карбюратора, нарушение герме­тичности клапана экономайзера, увеличение зазора в контактах прерывателя, ран­нее или позднее зажигание, нарушение зазоров в газораспределительном меха-


низме приводят к увеличению расхода топлива на 7-20%. Другие, также часто встречающиеся на практике, неисправности (снижение давления воздуха в шинах, выход из строя одной свечи или форсунки, неправильные углы установки колес, уменьшенные зазоры в тормозных механизмах) могут увеличить расход топлива на 8-30%. Поэтому ИТС АТП необходимо обеспечивать качественное проведение ТО и ТР и поддержание подвижного состава в технически исправном состоянии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: