Ресурсосбережение на автомобильном транспорте

Автомобильный транспорт является крупным потребителем материальных и энергетических ресурсов, которые подразделяются на первичные и вторичные (рис. 21.3).

К первичным ресурсам, используемым АТП в ходе производственной деятель­ности, относятся новые автомобили, агрегаты, узлы, приборы, запасные части, автошины, аккумуляторы, технологическое оборудование и инструмент; топлив­ные, смазочные и другие эксплуатационные материалы, различные изделия и мате­риалы для хозяйственных нужд (см. гл. 19). Кроме того, АТП потребляют зна­чительное количество тепловой и электрической энергии и воды.

К вторичным ресурсам относятся отработавшие свой срок агрегаты, узлы и детали автомобилей, аккумуляторы, моторные и трансмиссионные масла, техни-


ческие жидкости, шины, отходы черных и цветных металлов и др. Они являются частью отходов автотранспортного предприятия, образующихся в процессе работы автомобилей и проведения ТО и ремонта на АТП (рис. 21.4).

Две другие части представляют собой утилизируемые и неутилизируемые отходы (см. рис. 21.3). Первые включают отходы, не годные для переработки (невозвратная тара, коксовый и сварочный шлак, сметаемый с территории АТП мусор, твердые бытовые отходы и др.). Они собираются на АТП и вывозятся для захоронения на свалках. Вторые представляют собой газообразные и пылевые выбросы, образующиеся при движении автомобилей и поступающие в окружаю­щую среду (СО, CJHLy, N02, C02, продукты износа шин, тормозных накладок и др.).

Из общего количества отходов, образующихся на АТП, около 70% приходится на долю вторичных ресурсов (табл. 21.3). Существенно сократить их расход позво­ляет повторное их использование на АТП (отремонтированные двигатели, коробки передач, редукторы, шины и др.) и при производстве первичных ресурсов, потреб­ляемых автотранспортом.

Экономное расходование первичных ресурсов на АТП обеспечивается следую­щим. Во-первых, комплектованием парка автомобилями, имеющими высокую надежность, и применением качественных эксплуатационных материалов. Во-вторых, соблюдением норм, правил и требований действующей системы ТО и ремонта, предусматривающей своевременное проведение и выполнение в полном объеме регламентных работ ЕО, ТО-1, ТО-2, качественного ремонта и поддержа­ние тем самым автомобилей в технически исправном состоянии. В обоих случаях увеличивается срок службы наличного подвижного состава, снижается расход запасных частей, топливно-смазочных и других эксплуатационных материалов, что

существенно сокращает потребность АТП в первичных ресурсах. В-третьих, соб­людением действующих норм расхода изделий и материалов на ремонтно-эксплуа-тационные и хозяйственные нужды и организацией на АТП строгого учета их потребления. В-четвертых, использованием и переработкой вторичных ресурсов, образующихся в процессе ТО и ремонта автомобилей.

Рассмотрим основные мероприятия, обеспечивающие экономию этих ресурсов.

Моторное топливо. 1. Поддержание автомобилей в технически исправном сос­тоянии и осуществление контроля за расходом топлива (см. § 21.1) обеспечивает наибольший эффект.

2. Совершенствование организации перевозочного процесса обеспечивает зна­чительное снижение удельного расхода топлива на единицу транспортной работы и позволяет в масштабах страны экономить сотни тысяч тонн бензина и дизельного топлива. Повышение коэффициентов пробега и грузоподъемности на 1% снижает удельный расход топлива бензиновых автомобилей на 0,62%, а дизельных - на 0,59%. Использование автомобилей с прицепами, по сравнению с одиночными автомобилями, снижает удельный расход в среднем на 30%.

3. Применение в качестве моторного топлива для грузовых и легковых авто­мобилей сжиженного и сжатого газа сокращает потребление жидких топлив и обеспечивает значительную экономию природных ресурсов нефти.

4. Использование бензинов повышенного качества, например неэтилирован­ного бензина с добавкой метилтретбутилового эфира (МТБЭ), снижает расход топлива на 3-5%. Применение дизельного топлива с содержанием серы 0,05% снижает износы, повышает ресурс двигателей и тем самым уменьшает расход запасных частей и других первичных ресурсов.

5. Оборудование открытых стоянок современными средствами подогрева или разогрева в зимний период эксплуатации позволяет исключить дополнительный расход топлива на прогрев двигателей.

6. Установка на серийных бензиновых автомобилях бесконтактных систем зажигания (БСЗ) высокой энергии и экономайзера принудительного холостого хода снижает расход топлива на 7-10% и одновременно улучшает экологические характеристики двигателей.

7. Обучение водителей рациональным приемам управления автомобилем в про­цессе движения обеспечивает заметную экономию топлива - разница в расходе при вождении по одному и тому же маршруту водителями разной квалификации достигает 18%.

Значительные потери топлива происходят в процессе его транспортировки, хранения и при заправке автомобилей.

К ним относятся утечки из резервуаров и трубопроводов, проливы при пере­качке из бензовозов в резервуары АЗС, утечки из пистолетов и шлангов топли­возаправочных колонок и др.

Основными причинами и источниками потерь являются:

• разбрызгивание топлива при заполнении автоцистерн (0,5-0,6% вместимости цистерны);

• испарение бензина при неплотно закрытой горловине цистерны (0,7-1,7% вместимости цистерны);

• испарение топлива при сливе в резервуар открытой падающей струей (0,3-0,4% сливаемого топлива);

• остаток топлива в автоцистерне и в сливных рукавах (1,2-2,0% сливаемого топлива);

• испарение бензина из резервуаров (при заполнении на 90%-0,3% вместимости, при заполнении на 20%-9,6% вместимости);

• испарение бензина из неплотно закрытого резервуара (1,2% вместимости);

• утечка топлива через неплотные соединения, пропускающие 2 капли в 1 с (1,3 т/год);

• испарение бензина из резервуара, не оснащенного дыхательным клапаном (0,4% вместимости);

• пролив топлива при заправке ведрами (200 кг на 1 автомобиль в год);

• загрязнение и обводнение при транспортировке и хранении.

Общие потери бензина при несоблюдении правил транспортировки автоцис­тернами могут достигать 1,0-1,5% объема перевозки, потери при хранении в резервуарах на АЗС и в АТП - 4-5% объема хранения, потери при заправке автомобилей - 1,5% объема заправки.

Наибольшая часть потерь (около 75%) приходится на испарение. Полностью их предотвратить нельзя, но можно значительно уменьшить путем рациональной организации работ и поддержания на должном уровне технического состояния оборудования.

Остальные потери происходят в основном из-за неудовлетворительного технического состояния средств хранения, транспортирования, перекачки, заправки и несоблюдения правил их эксплуатации. В отличие от потерь на испарение они могут быть полностью устранены.

Основные причины и мероприятия по предотвращению и сокращению потерь моторного топлива приведены в табл. 21.4.

Агрегаты, узлы, запасные части. Значительная экономия этих ресурсов обес­печивается за счет ремонта двигателей и других агрегатов автомобилей, а также топливных насосов и других сложных узлов, аккумуляторов, шин и восстановле­ния основных деталей (блоков цилиндров, коленчатых и распределительных ва­лов, шатунов, клапанов, дисков сцепления картеров коробки передач и редукто­ра и т.д.). Эти работы следует выполнять на специализированных предприятиях, что может существенно сократить потребность в новых изделиях и запасных частях.

Вторичные ресурсы. Около 50% вторичных ресурсов, образующихся на АТП, составляют отходы черных и цветных металлов (кузова и кабины списанных автомобилей, утильные детали и др.). Сдача образовавшегося металлолома непосредственно металлургическим заводам для переработки (см. рис. 21.4 и табл. 21.3) сокращает их потребность в соответствующем природном сырье.

В состав металлолома входят различные изношенные и непригодные для ре­монта детали, изготовленные из качественных материалов (полуоси, шкворни, рессорные пальцы и т.п.), которые могут использовать сами АТП или другие предприятия в качестве заготовок.

Изношенные автомобильные шины (17% общего количества вторичных ресурсов) восстанавливаются на шиноремонтных заводах наложением нового протектора и повторно используются на АТП.

Не подлежащие восстановлению покрышки следует собирать и передавать специальным организациям для переработки и последующего изготовления различных изделий (плиток отделочных, наполнителя изделий из бетона и др.).

Отработанные моторные и трансмиссионные масла (16% общего количества вторичных ресурсов) АТП используют в качестве котельного топлива или сдают для переработки на маслорегенерационные станции или на нефтеперерабаты­вающие заводы.

Отработавшие свой срок аккумуляторы вместе с электролитом сдают спе­циализированным организациям по сбору вторичного сырья или непосредственно на аккумуляторные или перерабатывающие заводы, где они используются для производства вторичного свинца, сурьмы и серной кислоты.

Люминесцентные лампы также сдают организациям вторичного сырья. Со­держащаяся в них ртуть извлекается и повторно используется при производстве.

Загрязненная при мойке автомобилей вода и стоки с территории АТП также являются вторичным ресурсом. В связи с этим АТП обязаны с помощью спе­циальных сооружений очищать сточные воды от взвешенных частиц и нефте­продуктов. Очистные сооружения с системой оборотного водоснабжения обеспе­чивают вторичное использование воды непосредственно на АТП. Собранные нефтепродукты и нефтешлам очистных сооружений также сдают для вторичного использования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: