эксплуатации (N0^, коэффициент избытка воздуха, С02), использовании контрольно-диагностического оборудования большей точности, повышении квалификации персонала, расширении тактики предупредительных замен (см. гл. 5, 7).
Не исключено применение в эксплуатации для контроля выбросов силовых стендов, работающих на облегченных по сравнению с НЕЦД режимах.
В полной мере начнет реализовываться концепция полного жизненного цикла автомобиля - TLC (The Total Life Cycle), в соответствии с которой при проектировании, выборе и эксплуатации автомобилей производится баланс затрат и загрязнений начиная от разработки и производства и до списания изделий. В соответствии с этим балансом за полный жизненный цикл легкового автомобиля энергетические затраты распределяются следующим образом: изготовление - 12%, эксплуатация - 80%, вторичная переработка и утилизация - 8%. Поэтому усилятся внимание и требовательность к сбору, хранению, вторичному использованию и утилизации выбросов и отходов, образующихся в процессе производственной деятельности АТП, СТО, ремонтных мастерских, стоянок (см. гл. 26, 27).
|
|
По данным МАДИ, при хранении, техническом обслуживании и ремонте одного маршрутного автобуса большой вместимости ежегодно образуется
• около 122 кг выбросов в атмосферу, в том числе 72% на стоянке и 17% при окраске;
• более 2,4 т отходов разного происхождения и утиля, основными компонентами, %, которых являются
Металлолом черных и цветных металлов - 27,5;
Утильные шины -10,8;
Отработанные масла и фильтры - 9,4;
Осадок и шлам от мойки - 6,4;
Твердые бытовые отходы - 5,5;
Промасленная ветошь и опилки - 1,2;
Смет мусора с территории - 38,3.
Около 0,7% отходов приходится на чрезвычайно экологически опасные соединения свинца, электролит, негодные люминесцентные лампы.
В ближайшие 5-7 лет количество списываемых в России автомобилей достигнет 6-8% от парка, что потребует решения проблемы приема, переработки, вторичного использования и утилизации списанных автомобилей с учетом единых правил, разработанных Европейским Союзом, - "Транспортные средства, вышедшие из эксплуатации (ЕС 97/С 337/02)". Эти правила предусматривают
• применение изготовителями автомобилей начиная с 31.12.1999 г. единой маркировки для распознавания материалов деталей, а также разработку руководства по демонтажу автомобилей, включая рекомендации по сливу эксплуатационных жидкостей;
• исключение для автомобилей, изготовленных после 1.01.2003 г., свинца, ртути, кадмия, шестивалентного хрома из деталей, утилизация которых требует размельчения или дробления, сжигания или захоронения на свалке;
|
|
• автомобили, вышедшие из эксплуатации после 1.01.2005 г., должны не менее чем на 85% массы повторно использоваться, перерабатываться и утилизироваться, а на 80% массы подвергаться рециклингу, т.е. повторному использованию и переработке. После 1.01.2015 г. эти показатели соответственно составят 95% и 85% массы;
• автомобили, изготовленные и вышедшие на рынок после 1.01.2005 г., должны быть на 85% по массе пригодны для повторного использования и переработки и на 95% - для полной утилизации, включая сжигание.
Прием списанных автомобилей предполагается проводить в специально сертифицированных центрах и оформлять сертификатом. В связи с этим в России
предстоит создать сеть специализированных предприятий по сбору, приемке, демонтажу и утилизации списанных автомобилей, годовое количество которых к 2007-2010 гг. может составить 1,7-2,2 млн ед. Необходима законодательная (концепция, технология, цена, льготы, штрафы) и информационная поддержка этой работы, в частности использование в России международной информационной системы по демонтажу автомобилей (International Dismanting Information System -IDIS), разработанной рядом ведущих европейских производителей автомобилей (EUCARIDIS Projekt). В системе приведены типовая технология демонтажа, включая слив жидкостей, методика определения трудоемкости и затрат, требования к экологической безопасности.
Примерно 47% затрат при рециклинге приходится на разборку автомобиля, очистку и сортировку деталей. По данным Исследовательского центра АО "Авто-ваз", приспособленность конструкции автомобилей к демонтажу и рециклингу обеспечивается
• применением легкоразбирающихся креплений, которые по приоритетности
распределяются для легковых автомобилей в следующей последовательности:
легкоразъемные соединения типа "липучка", "молния", штекерные, кнопочные, магнитные;
зажимные, клеммовые соединения, "клипсы", защелки; штыковые, штыревые, замковые, шплинтовые, шпоночные соединения, затворы;
хомутовые, резьбовые соединения, винты, болты; неразъемные точечные соединения, заклепки, точечная сварка; соединения пайкой, сваркой, клеевые, получаемые вспениванием;
• использованием новых профилей головок болтов (например, типа "Тогх"), обеспечивающих большую площадь контактного зацепления и соответственно нагрузки от инструмента, лучшее соединение и удержание инструмента, защищенность от неквалифицированного исполнителя;
• использованием в подверженных коррозии соединениях, а также для деталей, не несущих значительных нагрузок, пластмассовых резьбовых крепежных соединений;
• применением болтов и шпилек с заостренным концом, болтов с зубчатым буртиком и изготовленных в сборе с обычными и пружинными шайбами, что облегчает проведение разборочно-сборочных и крепежных работ;
• унификацией крепежных деталей.
Отмеченные тенденции в конструкции автомобилей скажутся на технологии технического обслуживания, ремонта и рециклинга, нормативах трудоемкости, потребуют применения в эксплуатации специализированного оборудования и инструмента.