Процесс создания денег коммерческими банками называется кредитным расширением или кредитной мультипликацией.
Он происходит в том случае, если в банковскую сферу попадают деньги и увеличиваются депозиты коммерческого банка, т.е. если наличные деньги превращаются в безналичные. Если величина депозитов уменьшается (клиент снимает деньги со своего счета), то произойдет противоположный процесс — кредитное сжатие.
Коммерческие банки могут создавать деньги только в условиях системычастичного резервирования. Если банк не выдает кредиты, предложение денег не меняется, поскольку количество наличных денег, поступившее на депозит, равно величине резервов, хранимых в сейфе банка. Происходит лишь перераспределение между деньгами, находящимися вне банковской сферы, и деньгами внутри банковской системы в пределах одной и той же величины денежной массы. Процесс депозитного расширения начинается с момента, когда банк выдает кредит.
Максимальное увеличение предложения денег происходит при условии, что:
• коммерческие банки не хранят избыточные резервы и всю сумму средств сверх обязательных резервов выдают в кредит, т.е. используют свои кредитные возможности полностью и норма резервирования равна норме обязательных резервов;
• попав в банковскую сферу, деньги не покидают ее и, будучи выданными в кредит клиенту, не оседают у него в виденаличности, а вновь возвращаются в банковскую систему (зачисляются на банковский счет).
Предположим, что норма обязательных резервов rr = 20% и банки полностью используют свои кредитные возможности. Если в банк I попадает депозит, равный 1000 дол., он должен отчислить 200 дол. в обязательные резервы (Rr=D ´ rr = 1000´0,2 - 200), и его кредитные возможности составят 800 дол. (К=D ´ (1 - rr) = 1000´(1 - 0,2) = 800). Если банк I выдаст всю эту сумму в кредит клиенту, в результате его баланс будет иметь вид
Баланс банка I
| Активы | Пассивы |
| Rr = 200 К= 800 | D= 1000 |
а денежная масса, рассчитываемая по формуле М = С + D, составит 1800 дол. (1000 дол. на депозите банка и 800 дол. — наличные деньги, выданные банком), т.е. увеличится на 800 дол. Таким образом, основой увеличения денежной массы является выдача кредитов коммерческими банками.
Полученные средства (800 дол.) клиент использует на покупку необходимых ему товаров и услуг (фирма — инвестиционных, а домашнее хозяйство — потребительских или жилья), создав продавцу доход (выручку), который попадет на его (продавца) расчетный счет в другом банке (например, банке II). Получив депозит, равный 800 дол., банк II отчислит в обязательные резервы 160 дол. (800´0,2 = 160), и его кредитные возможности составят 640 дол. (800 ´ (1 - 0,2) = 640):
Баланс банка II
| Активы | Пассивы |
| Rобяз = 160 К= 640 | D= 800 |
Выдав эту сумму в кредит, банк увеличит денежную массу еще на 640 дол., в результате денежная масса составит 2440 дол. (1000 дол. на депозите в банке I + 800 дол. на депозите в банке II + 640 дол. наличных денег, выданных банком II). Полученный кредит даст возможность клиенту банка II оплатить сделку (покупку) на эту сумму, т.е. обеспечит выручку продавцу. Сумма 640 дол. в виде депозита попадет на расчетный счет этого продавца в банке III. Обязательные резервы банка III составят 128 дол. (164´0,2=128), а кредитные возможности — 512 дол.: 640´(1 - 0,2) = 512.
Баланс банка III
| Активы | Пассивы |
| Rr = 128 К= 512 | D= 640 |
Предоставив кредит на эту сумму, банк III создаст предпосылку для увеличения кредитных возможностей банка IV на 409,6 дол., банка V на 327,68 дол. и т.д.
Общая сумма денег (общая сумма депозитов банков I, II, III, IV, V и т.д.), имеющаяся во всей банковской системе, составит:
М = D1 +D2 + D3 +D4 + D5 +... =
=Dl + d1 ´(1-rr) + [D1´(1-rr)] ´(1 - rr)] + [ D1´ (1 - rr)2] ´ (1 - rr)] + +[D1´ (1 - rr)3] ´ (1 - rr)]+ [D1´ (1 - rr)4]´ (1 - rr) +... =
=1000 + 800 + 640 + 512 + 409,6 + 327,68 +...
Получаем сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии со знаменателем (1 - rr) < 1, которая равна:
M = D 
В нашем случае М = 1000 ´ 1/0,2 = 1000 ´ 5 = 5000. Таким образом, если увеличиваются депозиты коммерческих банков, то денежная масса увеличивается в большей степени, т.е. действует эффект мультипликатора.