Система денежно-кредитного регулирования представляет собой совокупность элементов, ее составляющих. К ним относятся:
- принципы организации денежно-кредитного регулирования;
- субъекты и объекты регулирования;
- цели, методы и инструменты, а также механизм регулирования.
Принципы организации денежно-кредитного регулирования представляют собой набор правил, на которых базируются все другие элементы системы и соблюдение которых делает систему устойчивой, эластичной и экономичной. Большинство принципов денежно-кредитного регулирования являются общими, свойственными любой стране с рыночной моделью экономики. Однако некоторые принципы могут быть индивидуальными и отражать национальные особенности каждой страны.
1. Принцип независимости центрального банка от исполнительной власти и подотчетности его органам законодательной власти. Это предполагает:
- институциональную независимость – законодательное закрепление за центральным банком исключительного права выработки и осуществления денежно-кредитной политики;
|
|
- материальную независимость – осуществление деятельности за счет собственных доходов;
- личную независимость – высшие органы центрального банка определяются законодательной властью и не зависят от исполнительной власти.
2. Принцип транспарентности (прозрачности) денежно-кредитной политики для субъектов рынка. Это предполагает постоянное информирование общественности через средства массовой информации о целях, инструментах монетарной политики, публикации статистики, отчетов и т.д., с тем чтобы цели, задачи, а также действия центрального банка были прозрачными и понятными обществу.
3. Принцип безусловности денежно-кредитной политики, т.е. безусловное выполнение центральным банком официально принятых обязательств. Это предполагает, что:
- центральный банк должен принимать обязательства только по тем показателям, которые он в состоянии контролировать;
- число официально объявляемых показателей должно быть небольшим;
- планируемые показатели должны быть реально выполнимыми;
- необходимо предусматривать пространство для маневра на стадии утверждения целевых показателей (с учетом возможных прогнозируемых отклонений). Последние два принципа используются центральными банками для целей регулирования инфляционных (девальвационных) ожиданий субъектов экономики.
4. Принцип централизованного управления системой денежно-кредитного регулирования означает, что:
- деятельность всей системы управляется из единого центра – центрального банка;
- все субъекты системы в рамках данной территориальной единицы руководствуются единой денежно-кредитной политикой.
|
|
5. Принцип построения иерархии целей при разработке денежно-кредитной политики для рассматриваемой системы, который должен учитывать:
- специфику экономики государства и особенности этапа развития;
- ориентацию на достижение долгосрочного макроэкономического эффекта.
6. Единство и взаимодополняемость денежно-кредитной политики другими составляющими государственной макроэкономической политики. [1, С. 7-10]
Субъектов денежно-кредитного регулирования можно рассматривать в двух аспектах: в широком и узком смысле слова.
В широком смысле к ним относят всех юридических и физических лиц – владельцев денежных средств.
В узком – только юридических лиц, осуществляющих денежно-кредитное регулирование. Это центральные банки, законодательные органы, министерства и ведомства, которые могут издавать нормативные акты, влияющие на ситуацию в денежно-кредитной сфере.
Объектами денежно-кредитного регулирования называются конкретные показатели денежного оборота, изменяющиеся под влиянием монетарного воздействия центрального банка. Это могут быть объем и структура денежной массы, налично-денежного оборота, денежной базы, уровень и структура процентных ставок, скорость оборота денег, денежный мультипликатор, кредитные вложения и т.д. [3]
Денежно-кредитная политика реализуется путем проведения денежно-кредитного регулирования – совокупности мероприятий центрального банка, направленных на достижение целей денежно-кредитной политики.
В зависимости от избрания тех или иных экономических приоритетов выделяют три вида денежно-кредитного регулирования:
1) гибкое регулирование, которое предполагает поддержание на привлекательном уровне ссудного процента, определяющего инвестиционные решения хозяйствующих субъектов. Реализация этого варианта денежно-кредитного регулирования при росте спроса на деньги приведет к соответствующей корректировке объема денежной массы в обращении, оставляя норму процента неизменной (рисунок 1.3);
2) жесткое регулирование, предполагающее сохранение неизменным объема денежной массы. В этом случае любое изменение спроса на деньги будет влиять на величину ссудного процента, оставляя фиксированной денежную массу (рисунок 1.4);
|
|
|
Рисунок 1.3 – Гибкое денежно-кредитное регулирование [8, С. 79]
|
|
|
Рисунок 1.4 – Жесткое денежно-кредитное регулирование [8, С. 80]
3) промежуточное регулирование, когда корректируется и денежная масса, и уровень процента, что дает центральному банку возможность выбора степени своего влияния на денежный рынок в соответствии со складывающимися экономическими условиями (рисунок 1.5).
|
|
|
Рисунок 1.5 – Промежуточное денежно-кредитное регулирование [8, С. 80]
Современные теоретические подходы к денежно-кредитному регулированию исходят из следующей оценки роли денег в экономике (рисунок 1.6).
Рисунок 1.6 – Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики [1, С.10]
В наиболее общем виде данная схема отражает основные каналы денежного передаточного (иначе, трансмиссионного) механизма денежно-кредитной политики.
Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики определяется как совокупность взаимосвязанных макроэкономических переменных (каналов трансмиссии), посредством которых финансовые инструменты, используемые центральными банками, влияют на экономические процессы и прежде всего на ВВП. Иными словами, это механизм передачи сигналов прямой и обратной связи между решениями в области денежной политики и состоянием реальной экономики. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики в той или иной стране отражает характер взаимосвязи финансового и реального секторов, позволяя выявить наиболее действенные рычаги влияния органов денежно-кредитного регулирования на экономику страны. Действия центрального банка влияют на финансовый рынок страны, а через него – на принятие экономическими агентами решений относительно производства, сбережений, потребления и инвестиций, что оказывает прямое воздействие на ВВП. [1, С. 10-11]
|
|