Система денежно-кредитного регулирования

Система денежно-кредитного регулирования представляет собой совокупность элементов, ее составляющих. К ним относятся:

- принципы организации денежно-кредитного регулирования;

- субъекты и объекты регулирования;

- цели, методы и инструменты, а также механизм регулиро­вания.

Принципы организации денежно-кредитного регулирова­ния представляют собой набор правил, на которых базируются все другие элементы системы и соблюдение которых делает сис­тему устойчивой, эластичной и экономичной. Большинство прин­ципов денежно-кредитного регулирования являются общими, свойственными любой стране с рыночной моделью экономики. Однако некоторые принципы могут быть индивидуальными и отражать национальные особенности каждой страны.

1. Принцип независимости центрального банка от испол­нительной власти и подотчетности его органам законодатель­ной власти. Это предполагает:

- институциональную независимость – законодательное закрепление за центральным банком исключительного права выработки и осуществления денежно-кредитной политики;

- материальную независимость – осуществление деятель­ности за счет собственных доходов;

- личную независимость – высшие органы центрального банка определяются законодательной властью и не зависят от исполнительной власти.

2. Принцип транспарентности (прозрачности) денежно-кредитной политики для субъектов рынка. Это предполагает постоянное информирование общественности через средства массовой информации о целях, инструментах монетарной политики, публикации статистики, отчетов и т.д., с тем чтобы це­ли, задачи, а также действия центрального банка были про­зрачными и понятными обществу.

3. Принцип безусловности денежно-кредитной политики, т.е. безусловное выполнение центральным банком официально принятых обязательств. Это предполагает, что:

- центральный банк должен принимать обязательства только по тем показателям, которые он в состоянии контролировать;

- число официально объявляемых показателей должно быть небольшим;

- планируемые показатели должны быть реально выпол­нимыми;

- необходимо предусматривать пространство для маневра на стадии утверждения целевых показателей (с учетом возмож­ных прогнозируемых отклонений). Последние два принципа используются центральными бан­ками для целей регулирования инфляционных (девальвационных) ожиданий субъектов экономики.

4. Принцип централизованного управления системой де­нежно-кредитного регулирования означает, что:

- деятельность всей системы управляется из единого цен­тра – центрального банка;

- все субъекты системы в рамках данной территориальной единицы руководствуются единой денежно-кредитной политикой.

5. Принцип построения иерархии целей при разработке денежно-кредитной политики для рассматриваемой системы, который должен учитывать:

- специфику экономики государства и особенности этапа развития;

- ориентацию на достижение долгосрочного макроэконо­мического эффекта.

6. Единство и взаимодополняемость денежно-кредитной политики другими состав­ляющими государственной макроэкономической политики. [1, С. 7-10]

Субъектов денежно-кредитного регулирования можно рас­сматривать в двух аспектах: в широком и узком смысле слова.

В широком смысле к ним относят всех юридических и физичес­ких лиц – владельцев денежных средств.

В узком – только юридических лиц, осуществляющих денежно-кредитное регу­лирование. Это центральные банки, законодательные органы, министерства и ведомства, которые могут издавать норматив­ные акты, влияющие на ситуацию в денежно-кредитной сфере.

Объектами денежно-кредитного регулирования называ­ются конкретные показатели денежного оборота, изменяющие­ся под влиянием монетарного воздействия центрального банка. Это могут быть объем и структура денежной массы, налично-денежного оборота, денежной базы, уровень и структура процен­тных ставок, скорость оборота денег, денежный мультиплика­тор, кредитные вложения и т.д. [3]

Денежно-кредитная политика реализуется путем проведе­ния денежно-кредитного регулирования – совокупности ме­роприятий центрального банка, направленных на достижение целей денеж­но-кредитной политики.

В зависимости от избрания тех или иных экономических приоритетов выделяют три вида денежно-кредитного регулиро­вания:

1) гибкое регулирование, которое предполагает поддержание на привлекательном уровне ссудного процента, определяющего инвестиционные решения хозяйствующих субъектов. Реализа­ция этого варианта денежно-кредитного регулирования при росте спроса на деньги приведет к соответствующей корректи­ровке объема денежной массы в обращении, оставляя норму процента неизменной (рисунок 1.3);

2) жесткое регулирование, предполагающее сохранение не­изменным объема денежной массы. В этом случае любое изме­нение спроса на деньги будет влиять на величину ссудного про­цента, оставляя фиксированной денежную массу (рисунок 1.4);

спрос
спрос
М, денежная масса

Рисунок 1.3 – Гибкое денежно-кредитное регулирование [8, С. 79]

спрос
спрос
М, денежная масса

Рисунок 1.4 – Жесткое денежно-кредитное регулирование [8, С. 80]

3) промежуточное регулирование, когда корректируется и денежная масса, и уровень процента, что дает центральному банку возможность выбора степени своего влияния на денежный рынок в соответствии со складывающимися экономичес­кими условиями (рисунок 1.5).

 
 


спрос
спрос
М, денежная масса

Рисунок 1.5 – Промежуточное денежно-кредитное регулирование [8, С. 80]

Современные теоретические подходы к денежно-кредитно­му регулированию исходят из следующей оценки роли денег в экономике (рисунок 1.6).

 
 


Рисунок 1.6 – Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики [1, С.10]

В наиболее общем виде данная схема от­ражает основные каналы денежного передаточного (иначе, трансмиссионного) механизма денежно-кредитной политики.

Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики определяется как совокупность взаимосвязанных макроэконо­мических переменных (каналов трансмиссии), посредством ко­торых финансовые инструменты, используемые центральными банками, влияют на экономические процессы и прежде всего на ВВП. Иными словами, это механизм передачи сигналов прямой и обратной связи между решениями в области денежной поли­тики и состоянием реальной экономики. Трансмиссионный ме­ханизм денежно-кредитной политики в той или иной стране отражает характер взаимосвязи финансового и реального секто­ров, позволяя выявить наиболее действенные рычаги влияния органов денежно-кредитного регулирования на экономику стра­ны. Действия центрального банка влияют на финансовый рынок страны, а через него – на принятие экономическими агентами решений относительно производства, сбережений, потребления и инвестиций, что оказывает прямое воздействие на ВВП. [1, С. 10-11]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: