double arrow

Концепция ежегодно балансирования бюджета



Концепция ежегодно балансирования бюджета состоит в том, что не­зависимо от фазы экономического цикла и состояния экономики каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам.

На практике это означа­ет, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые посту­пления) минимальны, государство для обеспечения баланса бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса и, следовательно, объема производства, то эта мера вызовет еще более глубокий спад. И на­оборот, если в экономике бум и налоговые поступления максимальны, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами правительство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший «перегрев» экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию.

Таким образом, реализация идеи ежегодного балансирования бюджета ведет к усилению циклических колебаний экономики и исключает возмож­ность проведения правительством политики по стабилизации экономики.

Баланс на циклической основе




Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно.

Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: профицит бюджета, увеличивающийся в период бу­ма (высокого уровня деловой активности), когда доходы бюджета макси­мальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, возникающего в период рецессии (минимальной деловой активности), когда доходы бюджета резко сокращаются. При этом чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызывая дефицит, а в ходе последующего инфляционного подъема оно должно повысить налоги и урезать правительственные расходы, чтобы увеличить профицит бюджета и использовать его на покрытие бюджетного дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, действия правительства должны создавать позитивную антициклическую силу.

Существенный недостаток этой концепции состоит в том, что фазы бу­ма и рецессии различаются по продолжительности и глубине (как правило, спады более продолжительны и глубоки, а бумы относительно недолги), поэтому суммы профицита бюджета, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, обычно не совпадают. В результате задача стабилизации вступает в противоречие с задачей балансирования бюджета в ходе цикла.



Сейчас читают про: