Система управления бюджетом

Как централизованный денежный фонд государств, госбюджет концентрирует в себе все денежные поступления в бюджет от юридических и физических лиц, и из него постоянно осуществляется финансирование расходов. Для того, чтобы процесс наполнения и расходования денег совершался четко, в соответствии с законом, необходима соответствующая система управления бюджетом.

Бюджетная система Украины характеризует все составные части бюджета, является совокупностью всех бюджетов страны соответственно ее бюджетному устройству. Схематично ее можно представить так:

− госбюджет Украины;

− республиканский бюджет АРК

− местные бюджеты (областные, районные, городские и районные, сельские).

Бюджетным Кодексом Украины, принятым в 2001 году, определяются основы бюджетной системы Украины.

Бюджет области объединяет: областной бюджет, бюджеты районов и мост областного подчинения.

Бюджет района содержит: районный бюджет, бюджеты городов районного подчинения, поселковые и сельские бюджеты.

Бюджет Украины объединяет 13,3 тыс. самостоятельных бюджетов согласно бюджетному устройству страны.

Бюджетное устройство определяет организацию вертикального структурного построения бюджета в соответствии с уровнями власти, принципы размежевания доходов и расходов между звеньями бюджетной системы, организацию отношений между бюджетами.

Принципы построения бюджетной системы:

единства (все звенья в совокупности составляют консолидированный бюджет, единую правовую для всех базу, общую методику расчета доходов и расходов в каждом звене);

полноты (отображение всех доходов и расходов);

достоверности (формирование бюджета на научно обоснованных нормативах, фактическое и точное отображения кассовых сделок);

гласности и наглядности (освещение выполнения в средствах массовой информации, увязка с общеэкономическими показателями);

автономности (каждый бюджет, который входит в консолидированный, является относительно обособленным и самостоятельным звеном).

Размежевание доходов происходит на основе:

закрепление доходов за каждым бюджетом в полной сумме или за твердо зафиксированными нормативами;

проведение отчислений в бюджеты низших уровней из центрального бюджета.

Взаимоотношения между бюджетами:

по направлениям (вертикальные или горизонтальные);

по формам взаимоотношений (субсидирование, изъятие средств, взаимные расчеты, бюджетные ссуды).

Субсидирование — выделение средств из бюджетов высшего уровня бюджетам низшего уровня.

Изъятие средств — передача средств из бюджетов низшего уровня бюджету высшему уровню.

Бюджетные ссуды — временная передача средств из одного бюджета в другой в случае возникновения временного кассового разрыва.

Основные вопросы формирования бюджетной системы, бюджетного устройства, бюджетного процесса Украины определены «Бюджетным кодексом», принятым 22 марта 2001 г.

Бюджетный процесс − это четко регламентированная последовательность действий, связанных с составлением проектов бюджетов, рассмотрением и утверждением их, выполнением бюджетов и финансовым контролем за ним.

Таким образом, бюджетный процесс состоит из двух частей:

бюджетного планирования;

выполнения бюджета.

Бюджетное планирование включает:

определение общего объема и источников формирования доходной части бюджета;

определение общего объема расходов бюджета, распределение их по группам и областям;

сбалансирование бюджета.

Сбалансирование - самое сложное задача и наиболее ответственный этап бюджетного планирования, оно означает приведение в соответствие расходов с доходами. Оптимальным состоянием для любого бюджета есть сбалансированность (равенство) доходов и расходов. И хотя бюджет и дефицит − довольно распространенное явлением (в мире и у нас), он требует установления источников его покрытия. Ими, как правило, бывают:

государственный (муниципальный) кредит;

эмиссия денег;

субсидирование из бюджетов высшего уровня (для местных бюджетов).

Процедура бюджетного планирования − это последовательность мероприятий и действий по составлению и рассмотрению проекта бюджета, который определяется Законом Украины «О бюджетной системе Украины». Она имеет два направления работы.

1. Составление проекта бюджета, которое предусматривает:

− направление ВР бюджетной резолюции Президентупо определению основных направлений бюджетной политики на следующий год;

− разработка Министерством финансов на основе прогнозных макро показателей экономического и социального развития прогнозного проекта бюджета;

− доведение показателей проекта бюджета к министерствам, ведомствам, других органов государственной исполнительной власти;

− разработка Минфином согласованного проекта Государственного бюджета;

− рассмотрение проекта Госбюджета в Кабинете Министров, одобрение и представление Президенту проекта Закона о бюджете;

− рассмотрение проекта Закона Президентом и представление его в Верховной Раде.

2. Рассмотрение проекта Закона о Государственном бюджете:

− рассмотрение проекта Закона в комиссиях и комитетах Верховной Рады;

− доклад на заседании Верховной Рады министра финансов и содоклад главы бюджетного комитета;

− обсуждение на заседание Верховной Рады и принятие соответствующего решения относительно Закона о Государственном бюджете на соответствующий период.

Выполнение бюджета предусматривает мобилизацию (сбор) запланированных доходов и финансирование запланированных расходов. Отвечает за эту работу Кабинет Министров, оперативное руководство осуществляется Минфином, Государственной налоговой администрацией, Государственным казначейством.

Выполнение бюджета осуществляется на основе распределения доходов и расходов, которое составляется после утверждения бюджета. Для улучшения оперативного сбалансирования бюджета по периодам роспись ведется ежеквартально. Зачисление средств на счет бюджета и перечисление их − кассовое выполнение бюджета − может осуществляться или через банковскую систему, или через казначейскую. Средства государственных целевых фондов, кроме Пенсионного, обслуживаются органами Государственного казначейства Украины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: