Лекция 4. Сбалансированность бюджетов

Вопросы:

Принципы сбалансированности.

Сбалансированность бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, означающий количественное соответствие (равновесие) бюджетных расходов источникам их финансирования.

В России принцип сбалансированности определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. Его претворение в жизнь позволило прекратить распространенную в 1990-е годы практику составления и утверждения фактически несбалансированных бюджетов.

В соответствии с бюджетным законодательством принцип сбалансированности означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и посту­плений из источников финансирования его дефицита (ст. 33 БК РФ).

Таким образом, этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников финансирования дефицита) и объемом производимых расходов в соответствии с принятыми бюджетными обязательствами.

Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе неисполним. Несбалансированный бюджет заведомо нереален, фиктивен.

Составление бюджета с профицитом экономически не целесообразно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств.

Отсюда сбалансированность бюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета, призванное обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета — разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же не удается избежать дефицита бюджета, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех ста­диях бюджетного процесса.

Методы, применяемые при формировании и исполнении бюджета. Сбалансированность бюджета достигается разными методами. Одни из них применяются при формировании бюджета, другие — при его исполнении.

Планирование бюджета.

К методам, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:

· лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизованных доходов;

· совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;

· выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;

· построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных от­ношений;

· планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-эконо­мических задач при минимальных затратах и с максимальным эффектом;

· сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности;

· жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленных крайней необходимостью;

· использование наиболее эффективных форм бюджетных за­имствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа — общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначе­ний бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов.

Исполнение бюджета.

В ходе исполнения бюджета сбалансиро­ванность достигается с помощью:

· введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;

· строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;

· определения оптимальных сроков осуществления расходов;

· использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;

· совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;

· мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных доходов;

· последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;

· оказания финансовой помощи в разных ее формах другими бюджетами;

· использования бюджетных резервов;

· других.

На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой — механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессио­нальным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюд­жета, и ответственность финансового органа за ее обеспечение.

Дефицит бюджета и источники его покрытия (ч. 2, раздел 4, гл. 13 БК РФ)

Дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами.

Бюджетный дефицит не относится к числу финансовых явлений, носящих чрезвычайный характер. Он встречается в бюджетах многих развитых государств, другое дело, какими причинами вызван дефицит бюджета и какова его величина.

Причинами образования дефицита бюджета могут выступать:

· рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличением инвестиций;

· чрезвычайные обстоятельства (крупные стихийные бедствия, войны и т.д.), вызывающие рост непредвиденных расходов государства, не покрываемый обычными резервами и требую­щий привлечения источников особого рода;

· кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансовой системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Бюджетный дефицит, вызванный ростом бюджетных инвестиций,явление положительное и с экономической точки зрения оправданное, поскольку используемые для этих целей государственные займы в определенных пределах позволяют более равномерно распределять налоговое бремя во времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: