Макроэкономическое равновесие и финансы

Воздействие на социально-экономические процессы с применением разнообразных форм и методов, как косвенных, так и прямых, включает финансовые их виды. Такое воздействие имеет целью обеспечить эволюцию национального хозяйства, сопровождающую-ся экономическим ростом, последовательное неуклонное развитие социальной сферы в определенных временных периодах функцио-нирования данной социально-экономической системы.

В западной финансовой теории используется понятие «мультипликатор» для объяснения влияния государственных финансов на производство, измеряемого величиной национального продукта.

Концепция мультипликатора исходит из определения объема валового национального продукта (ВНП) двумя методами:

1) по расходам, то есть совокупности всех расходов экономических субъектов, необходимую чтобы выкупить всю произведенную массу продукции;

2) по доходам (или распределению), то есть с точки зрения доходов, получаемых субъектами от производства продукции.

Обоснование действия мультипликатора определяется понятиями «предельная склонность к сбережению» – MPS и «предельная склонность к потреблению» – МРС. В первом случае это отношение изменения в сбережениях к изменению в доходе, во втором – отношение изменения в потреблении к изменению в доходе. Исходя из этого числовое значение мультипликатора выражается соотношением

Явление мультипликатора используется при проведении дискреционной фискальной политики, под которой понимается сознательное манипулирование государственными расходами и налогами с цельюизменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Налоги вызывают сокращение доходов, которое приводит к снижению объемов потребления и сбережения и уменьшению величины равновесного ЧНП. Аналогичное действие на объем производства (наряду с налогами) оказывают сбережения и импорт. Все вместе они представляют утечку из системы доходов-расходов, то есть не затрагивают внутреннего потребления. Потребление уменьшается, создавая отрыв в расходах, который может быть заполнен инвестициями, экспортом и государственными закупками.

Снижение налогов вызывает перемещение графика совокупных расходов и кратное увеличение ЧНП. Так проявляется действие налогового мультипликатора, противоположное действию мультипликатора расходов.

Важной характеристикой налогового мультипликатора является его зависимость от потребительской компоненты доходов, то есть он равен:

mt = Т х МРС,

где: Т – величина налоговых платежей.

Таким образом, количественно налоговый мультипликатор меньше мультиплика-тора государственных расходов (при данных величинах МРС и МРS). Следовательно, изменения в государственных расходах имеют более сильные воздействия на со-вокупные расходы, чем изменения налогов такой же величины. Данные свойства мультипликаторов расходов и налогов вызывают феномен мультипликатора сбалансированного бюджета, при котором равные увеличения государственных расходов и налогообложения приводят к росту равновесного ЧНП на ту же величину. Например, если Т и G увеличиваются на 10 млрд. тенге. каждый, то следует ожидать увеличения ЧНП на 10 млрд. тенге. Таким образом, мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице:

m b = me + mt = 1

Варианты фискальной политики.

Учитывая вышеизложенные возможности действия мультипликатора, формулируются варианты дискреционной* фискальной политики в зависимости от характера экономического цикла. Впериод спада проводится стимулирующая фискальная политика, предусматривающая:

1) увеличение государственных расходов;

 
 

* дискреционный – действующий по собственному усмотрению (т. е. решение какого-либо вопроса государственным органом или должностным лицом по собственному усмотрению)

2) снижение налогов;

3) сочетание этих направлений фискальной политики с учетом

большего эффекта увеличения государственных расходов.

Сдерживающая фискальная политика, обусловленная избыточным спросом и инфляцией, включает обратные направления:

1) уменьшение государственных расходов;

2) увеличение налогов;

3) сочетание данных направлений.

Сдерживающая фискальная политика должна ориентироваться на достижение бюджетного излишка.

Недискреционная фискальная политика предполагает меньшее вмешательство государства в финансовые процессы, с акцентом на рыночное саморегулирование.

Недискреционная фискальная политика действует на основе ме-ханизма автоматических, или встроенных, стабилизаторов (встроенная стабильность). В данном случае предполагается, что сумма налоговых изъятий варьируется пропорционально величине национального продукта в разных фазах экономического цикла: при подъеме налоговые поступления возрастают, ограничивая спрос, и автоматически сдерживают чрезмерный экономический рост; при спаде, наоборот, налоговые поступления снижаются, смягчая уменьшение национального производства.

Важной особенностью действия автоматических стабилизаторов является регулирование бюджетных дефицитов и излишков: в фазе подъема сокращается, а потом ликвидируется бюджетный дефицит и появляется бюджетный излишек, что способствует сдерживанию инфляции, поскольку высокий уровень национального продукта сопутствует инфляции; в фазе спада начинает постепенно возрастать дефицит бюджета, который стимулирует преодоление спада.

Мероприятия стимулирующей фискальной политики могут быть ослаблены действиями вышеперечисленных факторов. Таким образом, кейнсианство выделяет спрос на товары и услуги в качестве основополагающего фактора регулирования экономики: государство способствует стимулированию совокупного спрос, влияет на повышение уровня занятости ресурсов, расширяет объем государственных закупок, регулирует стоимость кредита. Кейнсианские меры предполагают снижение налогов, увеличение расходов, стимулирование инвестиций (с помощью снижения ставки процента).

В финансово-экономическом регулировании необходимо рассматривать взаимодействие фискальной и монетарной политик.

Монетарная политика включает, помимо других составляющих, проведение мер по воздействию на курс национальной валюты – пониженный (дешевые деньги) или повышенный (дорогие деньги).

При спаде производства, безработице и недоиспользовании произ­водственных мощностей, монетарным властям следует прибегнуть к политике дешевых де­нег. Политика дешевых денег делает кредит дешевым и легкодоступным. Для увеличения денежного предложения центральный банк предпримет в определенной комбинации сле­дующие действия:

1) покупка государственных цен­ных бумаг на открытом рынке у банков и на

селения;

2) понижение резервной нормы;

3) понижение ставки рефинансирования (учетной ставки).

В резуль­тате увеличатся избыточные резервы системы ком­мерческих банков. Коль скоро избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложе­ния коммерческими банками путем кредитования, можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения по­низит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного ЧНП. Величина, на кото­рую возрастет ЧНП, зависит от степени роста ин­вестиций и размера мультипликатора доходов.

Наоборот, если увеличение денежного предложения порож­дают инфляцию

спроса, центральный банк прибегнет к политике дорогих денег. Политика дорогих денег понижает доступность кредита и увеличивает его издержки. Центральный банк предпримает в некоторой комбинации следующие действия:

1) продажа госу­дарственных ценных бумаг на открытом рынке депозитным

учреждениям и населению;

2) увеличение предписываемой резервной нормы, или:

4) увеличение ставки рефинансирования (учетной ставки).

Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение процентной ставки. Рост про­центной ставки сократит инвестиции, уменьшая со­вокупные расходы и ограничивая инфляцию спроса.

В условиях открытой экономики эти причинно-следственные связи получают следующую интерпретацию.

Политика дешевых денег, направленная на ослабление спада, уменьшает процентную ставку внутри страны. Это уменьшает приток финансового капитала в страну. Следовательно, спрос на национальную валюту на иностранных валютных рынках падает, вызывая ее обесценение: требуется больше национальной валюты для покупки иностранной валюты. Это значит, что заграничные товары стали дороже для граждан страны и, наоборот, отечественные товары стали дешевле для иностранцев.

В результате импорт сокращается, а экспорт расширяется, или чистый экспорт возрастает: совокупные расходы и равновесный ЧНП увеличиваются.

В отличие от стимулирующей фискальной политики, которая понижает чистый экспорт, так как ставки процента растут (увеличивается дефицит государственного бюджета и сокращается налоги; происходит финансирование государственного бюджета за счет займов; спрос на финансовые ресурсы со стороны правительства вызовет увеличение процентной ставки); схема действует в противоположном направлении – начиная со ставок.

Политика дешевых денег улучшит торговый баланс (понизит дефицит) за счет увеличение экспорта.

Политика дорогих денег имеет обратный эффект: увеличивается импорт, сокращается экспорт, растет торговый дефицит.

Поэтому возникает альтернатива: использование монетарной политики для достижения экономической стабильности внутри страны или равновесия в международной торговле.

В теории, фиксированный обменный курс определяется как политика центрального банка, когда он вмешивается в паритет валют путем покупки или продажи сво­их резервов, тем самым устанавливая некий фиксированный курс националь­ной валюты. Соответственно, при плавающем обменном курсе, центральный банк не вмешивается в эти процессы

Для целей макроэкономичес­кого моделирования возможно применение модели Манделла-Флеминга, которая дает представление о том, какая экономичес-кая политика, мо­нетарная или фискальная, эффективна (или неэффек­тивна) под фиксированным или плавающим обменным курсом национальной валю­ты.

Условиями применения модели являются:

открытость экономики;

мобильность капитала;

экономика страны должна быть малой, т.е. не влияющей на обще­мировые экономические па­раметры.

Главным выводом модели Манделла-Флеминга является то, что при фиксированном обменном курсе монетарная политика становится неэффективной, а фискальная политика, наоборот, может эффективно влиять на экономические показатели. При плавающем обменном курсе картина меняется наоборот: мо­нетарная политика становится очень эффективной, а фискальная – нет. Иначе, при фиксирован­ном курсе можно как угод­но изменять параметры денежного предложения, но на производство и спрос – это не повлияет. С другой стороны, изменения в фискальной политике (например, увеличение государственных ра-сходов или снижение налогов) будут самым непосредственным образом вли-ять на объем производства, доходы (в данном случае, увеличивать) и другие со-путствующие показатели.

Так, механизм ужесточения монетарной политики в действительности будет ре­ализовываться следующим образом. При попытках ограничить денежное предло-жение (например, путем повышения ставок рефинансирования или резервных требований к банкам), очевидно, что на первых порах внутренняя ставка проце-нта будет повышаться. Это предполагает воздействие на инфляциюв сторону понижения. Однако, при этом экономика будет реагиро­вать таким образом, что по­высившаяся ставка процен­та будет стимулировать приток капитала: это, скорее всего, бу­дет осуществляться в виде роста заимствований банков за рубе­жом. То есть, по­ток иностранной валюты в страну только увеличится. А поскольку Цен-тральный банк придерживается политики сдержива­ния курса национальной валюты от излишне­го укрепления, то при этом он будет делать массированные закупки иностранной валюты, соответствен­но выбрасывая на валют­ный рынок новые объемы денежной массы в национальной валюте. При этом объем этой массы будет равен тому уменьшению денежного предложения, которое произошло в результате ужесточения монетарной политики. Таким образом, никакого уме-ньшения денежного предложения не произойдет (а значит, не будет и сниже­ния инфляции), а монетарная политика в данных ус­ловиях будет не эффективна.

Сокращение роста государ­ственных расходов и даже, уменьшение расходов в абсолютном выра­жении не повлияет на инфля­ционные процессы, а вызовет лишь угнетение экономического роста. Их сокращение будет влиять на доходы и, в какой-то степени, на уменьшение импорта. Однако поскольку умень­ше-ние доходов будет угнетать экономическую активность в стране, то, соответст-венно, будут уменьшаться кредитные вложения банков в экономику, что, в свою очередь, уменьшит объем их заимствований за рубежом. Это сбалансирует платежный баланс, то есть уменьшение оттока валюты через импорт будет ском­пенсировано уменьшением притока валюты через зарубежные заимствования бан­ков. В данной ситуации от монетарных властей не потребуется совершать каких-либо действий, т. е. денежное предложение останется без изменений и параметры инфляции, соответственно, тоже.

В долгосрочной перспективе такая политика приве­дет к относительной изоляции страны от выгод научно-технического про­гресса и глобализации, поскольку в большей степени вынуждает экономику обслуживать самую себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: