Влияние налогов на рыночное равновесие

В дополнение к изложенное ранее схеме воздействия косвенных налогов необходимо иметь в виду следующее.

Фискальная политика в области налогов рассматривает два направления их воздействия: на спрос (кейнсианская модель), на предложение (теория предложения).

В первом случае при снижении налогов увеличивается совокупный спрос в результате чего линия спроса из равновсеного состояния АD1 сдвинется вправо вверх в положение АD2 (cм. схему 7).

Это увеличивает объем национального продукта до величины Q2 и уровень цен до Р2, то есть ускорится тем инфляции.

Во втором случае снижение налогов увеличит совокупное предложение, так как у населения возрастут доходы и сбережения, а у предпринимателей – инвестирование производства.

Меньший подоходный налог работников увеличит зарплату и усиливает стимулы к труду, что приведет к расширению производства. В результате линия совокупного предложения переместится из положения

Схема 7

Уровень

S1 P2 S2 P1 P3 D2 O D1 Q1 Q2 Q3 Реальный чистый продукт
S1 P2 S2 P1 P3 D2 D1 O Q1 Q2 Q3 Реальный чистый продукт
цен


 
 


АS1 вправо вниз в положение АS2, означающего рост национального продукта до уровня Q3, и снижению цен с Р2 до Р3.

Кроме того, теория «экономики предложения» показывает, что более низкие ставки налогов не обязательно приведут к сокращению суммы налоговых поступлений, а наоборот к ее росту за счет расширения налоговой базы – роста национального производства и дохода.

Теоретическим доказательством воздействия налогов на инвестиционную деятельность служит разработанная американскими учеными-представителями «экономки предложения» А. Лаффером и др. зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета.

Согласно этой теории рост налоговых ставок до определенного предела способствует росту налоговых доходов, затем рост замедляется, а потом – происходит резкое падение доходов бюджета. Отсюда и сделан общий вывод о том, что задачу стимулирования экономики и прежде всего инвестиционной активности следует решать на путях радикального облегчения налогового бремени. Движущая сила экономики, по мнению этих ученых – это заинтересованность хозяйственных агентов в ориентированной на рынок экономической деятельности. По замыслу Лаффера, в виде налогов нельзя изымать в бюджет более 30% всей суммы доходов предпринимателей и населения. Если же изымается 40-45% доходов, то это сокращает сбережения, а тем самым и инвестиции в частном секторе экономики.

По мнению американских ученых, если ставка налогов достигает определенного, достаточно высокого уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской инициативы, расширения производства, падают прибыли и, соответственно, снижаются и налоговые поступления в бюджет.

Применительно к приведенной на рисунке (см. схему 8) кривой буквенные символы означают:

В – налоговая база (рыночный выпуск продукции, облагаемая налогом часть национального производства);

Д – доходы бюджета;

Т – прогрессивность налогообложения (норма, %);

E– эластичность налоговой базы (выпуск продукции) по налого вой ставке.

Графики Лаффера подразумевает, что до определенного, количественно не интерпретируемого буквально, предела (на рисунке он обозначен символом Т’,

рассекающем налоговую шкалу на нормальную и запретительную зоны), повышение нормы обложения увеличивает, хотя и замедленным темпом, сумму

Схема 8. Кривая Лаффэра.

 
 
В Е=1 Т100% Т Нормальная Запретитель- зона ная зона D Dmax.


Е=0

 
 


доходов бюджета, поскольку оно не затрагивает побудительных мотивов экономи ческих агентов.

Выпуск продукции (верхняя кривая) сокращается сравнительно меньше, нежели возрастает норма обложения. Напротив, за этим пределом налоговая система настолько подавляет экономическую активность, что налоговая база сужается в более высокой прогрессии, следовательно, несмотря на рост ставок, доходы бюджета сокращаются.Однако следует иметь в виду, что воздействие налогов на спрос происходит быстрее, чем на предложение. В краткосрочном периоде снижение налогов приводит немедленно к росту совокупного спроса и уменьшению налоговых поступлений в бюджет. А воздействие налогов на предложение имеет долгосрочный характер, в связи с инерционностью действия факторов предложения – сбережений, инвестиций, стимулов к труду.

Важным аспектом налогового регулирования, связанного с величиной ставок и, соответственно, размерами налоговых изъятий, является возможность «удержания» внутренних накоплений и привлечения иностранных инвестиций. Высокие налоги вызывают «бе-гство капиталов» в страны с более благоприятным налоговым кли-матом, где доходы от применения капиталов могут быть обложены меньшими ставками налогов. Этому фактору способствует также наличие «офшорных зон», где уровень налогообложения низок или оно вовсе отсутствует. С другой стороны, высокие налоговые став-ки препятствуют проникновению иностранного капитала в страну, что при недостатке внутренних накоплений, сдерживает развитие экономики.

Поэтому налоговое регулирование должно учитывать данные факторы и содействовать выравниванию налоговых условий стран, находящимися в экономических контактах.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем заключается сущность государственного финансового регулирова-

ния, его предпосылки и условия?

2. Как классифицируется государственное регулирование экономики?

3. Как рассматривается схема макроэкономического равновесия в системе

«ВНП-совокупные расходы»?

4. Что представляет собой мультипликатор расходов?

5. Как действует мультипликатор налогов в системе макроэкономического

равновесия?

6. Каково содержание мультипликатора сбалансированного бюджета?

7. Как действует механизм дискреционной и недискреционной фискальной по-

литики?

8. Перечислите основные позиции теории монетаризма по программам финан

сово-экономического регулирования.

9. Изложите схему действия налогов на спрос и предложение.

10. Как рассматриваются налоги теорией «экономики предложения»?

11. Изложите суть зависимости описываемой «кривой Лаффера».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: