double arrow

Глава II: Что такое громкость?



Вопреки популярному мнению, уровни на цифровом пиковом измерителе не имеют ничего общего с громкостью (почти). Например, Вы делаете запись непосредственно на двухдорожечный магнитофон (некоторые инженеры все еще работают этим способом!) и Вы нашли совершенный микс. Теперь, убрав руки с Фейдеров, убедитесь, что уровни не создают перегрузки, и пригласите музыкантов записать «золотой» дубль. В первом дубле уровень достигает – 4 дБ по измерителю, а во втором при ударе по малому барабану достигается уровень 0 дБ. Означает ли это, что второй дубль громче? Если Вы ответите, что оба дубля примерно одинаковой громкости, Вы, вероятно, правы,потому что при оценке громкости ухо реагирует на средний уровень, а не на пиковые уровни. Если Вы увеличите общее усиление первого дубля на 4 дБ так, чтобы измеритель показал 0 dBFS, он будет звучать на 4 децибела громче, чем дубль два, даже при том, что теперь оба они имеют одинаковые показания на пиковом измерителе.

Не путайте пиковые измерители на цифровых рекордерах с VU-метрами. Помимо наличия разных шкал, VU-метр имеет намного более медленное время срабатывания, чем цифровой пиковый измеритель. В Главе II мы обсудим громкость более подробно, но давайте суммировать, сказав, что характеристики VU-метра наиболее близки к реакции уха. Если все, что у Вас есть – это пиковый измеритель, то для оценки громкости используйте ваши уши. Если Вы имеете VU-метр, используйте его как подсказчик, но не абсолютный, потому что этот измеритель может обмануться (см. Глава II).




Знаете ли Вы, что аналоговая и цифровая запись одного и того же исходного звука очень различается в определении громкости? Сделайте аналоговую и цифровую записи одной музыки. Сдублируйте аналоговую запись на цифровую ленту, при пике в 0 дБ. Эта копия аналоговой записи будет звучать приблизительно на 6 дБ громче, чем полностью цифровая запись! Это - много. Это потому, что типичное отношение пикового к среднему уровню при аналоговой записи примерно 14 дБ, тогда как для несжатой цифровой записи это соотношение составляет целых 20 дБ. Встроенный компрессор в аналоговых магнитофонах – это средство получения более громкой записи (ой, я, кажется, разболтал секрет?). Именно поэтому поп-продюсерам, которые пишут в цифре, приходится компрессировать или лимитировать запись, чтобы конкурировать по громкости с их аналоговыми противниками.



Миф о "Нормализации"

Программы редактирования цифровой звукозаписи имеют функцию по имени "Нормализация", полуавтоматический способ регулирования уровней. Инженер выделяет все нужные фрагменты (песни), и компьютер вычисляет самый высокий пик в альбоме. Затем компьютер изменяет уровень всего материала, пока уровень этого пика не станет 0 dBFS. Это не является серьезной эстетической проблемой, когда все песни были подняты или понижены на одну и ту же величину. Но ведь можно выделить каждую песню по отдельности и нормализовать их индивидуально. Так как ухо реагирует на средний уровень, а нормализатор измеряет пиковые уровни, результат может полностью исказить музыкальные ценности. Обработанная баллада получится громче, чем рок-композиция! Короче говоря, нормализация не должна использоваться для регулировки уровней песен в альбоме. Нет никакой замены человеческому уху.



Сейчас читают про: