Сказка о лягушке и герое Иоанне (Сказка об Иване царевиче и лягушке)

Мы создаём себе образ лягушки. Её развитие из яйца и до головастика и дальше водяного жителя, движущего жабрами __до дышащего лёгкими земного жителя, — всё показывает нам её необычайные способности к превращению. Она живёт на земле, но не является теплокровным, следовательно, не имеет жадной природы теплокровного существа, — и она живёт в воде, так как её холодная кровь сродни этому элементу, но она и не рыба, так как ей нужен воздух для дыхания. С ним у неё особая связь, так как она необычайно восприимчива к каждой перемене атмосферы и прекрасно "предсказывает" погоду. Как символ метаморфозы, мы встречаем её на культовых изображениях и на саркофагах, а позже и на христианских памятниках на кладбищах. Лягушка переживает в себе три царства: воду, землю и воздух, и она очень тонко ощущает их течения и колебания. Человек обладал подобным сознанием, когда находился в древние времена на той же ступени сознания. Оно глубоко опустилось, но опять вернётся превращенным, когда в знаке Зодиака Водолей проснутся новые силы. Лягушка является образом этого будущего душевного сознания. Правда — цель человека была исправлена в этом направлении (вариация — медные стрелы), но сперва он пугается, и нужно собрать всё решение воли, чтобы сказать своё "да". Днём, когда человек является чувственным существом, и в плену собственного мышления и суждения он переживает это как бы под покровом и смутно как инстинкт. Ночью же, когда он погружается в сверхчувственный мир существ, — он узнаёт их в их истинном образе. Но утром это знание опять утеривается, и остаётся инстинкт. Король намечает цель и даёт задание, королевский сын — становится посредником, а лягушка приводит всё в исполнение. Что же означает рубашка в мифах и сказках? Мы рассмотрели существо человека, его построение, его рост и образование суставов. Но, если исходить из душевно-духовного ядра его существа, как его центра, то тогда можно назвать три низших члена: физическое тело, жизненное тело и ощущающее:- его оболочками. Жизненные силы, пронизывающие его физическое, минеральное тело, которые его образуют и укрепляют, но покидают его постоянно, являются первой, сверхчувственной оболочкой человека. Поэтому на языке образов они называются рубашкой. Если рубашка из полотна — надо проследить этот мотив в европейских сказках, — то там указывается на то, что это жизненное тело — носитель нашей подсознательной жизни. Само собой разумеется, что у человека мысли рождаются в мозгу, так он "прядёт нить", но силы, пронизывающие жизненное тело, сохраняют продуманное. Там сплетаются мысли в подсознательную ткань и образуется "полотно". Я Иоанна и душевное сознание должны образовать новое жизненное тело. Средневековая душа жила и работала в себе, — будущая душа "разрезает" то, что ей было дано, и развевает куски по ветру.

Атмосфера Земли, превращенная и изменённая воскресением Христа, в которой всё живёт, что думает человечество, должна жить в ней (в будущей душе). Король требует ковёр: жесткая действительность окружающего должна покрыться богатством внутреннего чувства. Солнечная мудрость, лунная красота должны жить в этом образном богатстве мира чувств, и в постоянном превращении блеска и света (золото, серебро и шёлк). Такая внутренняя жизнь обращена — к миру, и силы воскресения живут и работают в ней. (Вариация: "Этот ковёр будет постелен на Пасху на моём столе"). В-третьих, король требует хлеб. Для этого он не даёт субстанцию, как раньше, душа должна сама создать её. Всё, что было добыто из мышления, чувства и воли, как экстракт всякого истинного познания, становится духовной пищей. Кто может принести хлеб — познание духа — сам превращается: так долго скрываемая в инстинктивном душевная сущность раскрывается теперь днём. Когда душа в течение своего развития привела в равновесие своё отношение к небесному и земному, к высшему и низшему, то есть к истинной гармонии, когда она побеждает тяготение к земле и двигается в ритме и симметрии, — то в сказке говорят: девушка танцует. «В одном рукаве - косточки, в другом - остатки напитков», картина становится более ясной из варианта: "она ела лебедя и прятала косточки в правый рукав, а остатки напитков - в левый". То, что королевна-лягушка вливает в сферу сердца, становится душевно- эфирным миром, а то, что там живёт как пробуждающие силы, полученные из её высшего (лебедь) сознания, становится живым.

Но развитие ещё далеко не закончено для того, чтобы душа совсем освободилась от природы инстинктов. С помощью одной воли это не может быть сделано, которая сжигает эту природу слишком быстро в своём огне. Душевная сущность должна быть узнана как королевская высшая мудрость, из царства под солнцем. Нужно вступить на этот путь, и идти за ней следом, — она "летит впереди". Каждый обманный образ нужно прозревать, а её самою "схватить за голову". И тогда её существо станет целеустремлённой силой, находящей эту цель (она становится стрелой). И эта сила разделяет существо Иоанна на две части: ей и себе (он ломает стрелу на два куска). И тогда сознание души поднимается из сферы инстинктивного ввысь, к бесконечной ясности духа, — в царство Солнца.

Эта сказка появилась в 1847 году в печати, в Москве. Язык более современный, но содержание полностью совпадает с народной передачей. Афанасьев решил объяснить её. И в варианте том I, номер 23 Пермская губерния — написано: "но лягушка только обманула её, она вынула тесто из печки, размазала его, как будто бы ничего и не было, вышла на крыльцо, сняла лягушачью кожу и закричала: "Вы, мамки и няньки, приготовьте мне такой хлеб, какой мой батюшка едал по воскресным и праздничным дням". И здесь - хлеб — духовное познание - получают из атмосферы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: